Россия построит "Руслан" без Украины

Москва собирает деньги на своего гиганта

Второй год подряд в России говорят о русификации "Руслана". Как известно, единственный тяжелый дальний транспортник производили в Киеве. Но теперь этот рынок для Москвы закрыт. Да и сам "Антонов" без российских заказов не в состоянии сделать такого гиганта: предприятие зарабатывает ремонтом и модернизацией подержанной авиатехники.

Еще летом прошлого года бывший главный конструктор Ан-124, а ныне технический директор российской грузовой компании Виктор Толмачев заявил, что на смену "Руслану" нужен новый, еще более грузоподъемный, а главное – экономичный самолет, так как А-124 постепенно устаревают и скоро выработают свой ресурс.

А накануне и член комиссии при президенте России по вопросам развития авиации Юрий Сытник обмолвился в интервью радиостанции "Говорит Москва", что авиапром РФ может модернизировать "Руслан" и даже возобновить его выпуск под другим брендом.

Сразу возникает естественный вопрос, а не будут ли нарушены авторские права? По всем международным правилам производитель должен оставить марку Ан-124, если в конструкцию не были внесены существенные изменения. Однако, по словам Сытника, у самолета будет новая авионика, конструкция шасси и даже другие двигатели – о "Мотор-Сич" можно забыть.

Практически параллельно о налаживании производства Ан-124 в России в эфире "Эха Москвы" заявил и командующий российской Военно-транспортной авиацией Владимир Бенедиктов. Но он же и подчеркнул, что окончательное решение так и не принято.

Конфликт вокруг "Руслана" начался в 2017-м. Росавиация передала патент на обслуживание и проверку безопасности Ан-124 Государственному научно-исследовательскому институту гражданской авиации в Москве. В итоге обслуживать российские "Русланы" стала базирующаяся во Франкфурте компания Amtes GmbH, дочка российской грузовой авиакомпании "Волга-Днепр".

Украина сразу же резко высказалась об инициативе российской стороны. По мнению киевских властей, Москва создает опасный прецедент "для жизни и здоровья окружающей среды и инфраструктуры" стран, которые используют самолеты семейства "Ан".

В Росавиации объяснили свой шаг тем, что компания "Антонов" предъявляет завышенные требования к своим услугам и вдобавок имели место "систематические задержки в проведении необходимых работ".

По сути же в дело замешана политика. До 2014 г. российской и украинской стороне всегда удавалось договориться. Но после того как Украина "завернула" поставку транспортников Ан-70 для России, отношения испортились окончательно.

Теперь, если Международная организация гражданской авиации (ICAO) вдруг отзовет у российских самолетов "Ан" сертификат безопасности, их будет нельзя использовать за пределами страны. А исходя из того, что один час полета Ан-124, по данным СМИ, стоит порядка €56 тыс., можно предположить, какие убытки понесет "Волга-Днепр". Поэтому в России и начали говорить о производстве своего "Руслана". Избавившись от приставки "Ан", самолет уже не будет зависеть от украинской компании. Похожим образом Китай переделал сразу несколько российских истребителей и производит их под другими названиями. Вопрос только в том, сможет ли Россия, гражданский авиапром которой сильно пострадал в 1990-е, создать такую сложную и большую машину. К слову, проект уже в разработке. ФГУП "Центральный аэрогидродинамический институт имени Н.Е. Жуковского" подготовил концепт перспективного транспортника "Слон". Судя по эскизу, он очень похож на "Руслан".

Некоторые российские эксперты уверяют, что за долгие годы эксплуатации "Руслан" практически стал российским и Москве вполне по зубам построить свою версию. По словам военного обозревателя "Комсомольской правды" Виктора Баранца, две трети летающих "Русланов" сделаны в Ульяновске. Причем местные специалисты сделали очень многое, чтобы улучшить характеристики этой машины. Вопрос упирается только в финансы, которых для машины такого класса понадобится немало. Россия производит самолеты специального назначения на базе Ил-76, например А-100. Осваивает производство новых авиалайнеров МС-21, в том числе с российскими двигателями ПД-14. Удастся ли выпустить свой "Руслан"? Скорее всего, да, но точно не в ближайшей перспективе. Как и украинской компании вряд ли удастся выйти из застоя. Совместный проект с Китаем по производству сверхтяжелых Ан-225 "Мрия" забуксовал, так же неясно все с транспортником Ан-70, который Киев пытается продать Турции и даже США.

Выбор читателей