Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
Внешнеполитическое ведомство РА, расценив этот факт как враждебный акт соседнего государства, призвало официальные круги в Тегеране пересмотреть свое отношение к морским и воздушным границам Азербайджана и впредь не допускать таких шагов.
Одновременно, как предает РИА "Новости", министр иностранных дел Азербайджана Вилаят Гулиев, комментируя произошедший в понедельник на Каспии инцидент вокруг месторождения нефти "Алов", заявил, что Иран "резко нарушил международные нормы", что может осложнить отношения между Баку и Тегераном.
Накануне азербайджанское научно-исследовательское судно "Геофизик-3" проводило работы в районе месторождения нефти "Алов". Вошедший в азербайджанские территориальные воды корабль ВМС Ирана потребовал от "Геофизика-3" удалиться на некоторое расстояние от места разработки нефти.
Премьер-министр республики Артур Раси-заде выразил послу Ирана Ахаду Газзаи официальное недовольство азербайджанского правительства в связи с инцидентом, потребовав от иранской стороны объяснений.
Днем ранее Министерство нефти Ирана выражало протест против проведения разведочных работ на нефть в иранском секторе Каспия иностранными компаниями, назвав "противозаконными" любые несанкционированные исследования в этой области. По сообщению агентства ИРНА, в заявлении министерства подчеркивалось, что "ни один контракт, подписанный с иностранными компаниями на деятельность в иранском секторе, не имеет юридической силы".
Более того, ранее замминистра иностранных дел Ирана Али Ахани вызвал к себе поверенного в делах Азербайджана в Тегеране и вручил ему ноту протеста в связи с появлением информации о намерении Госнефтекомпании Азербайджана (ГНКАР) совместно с иностранными партнерами вести разведку нефти в районе Альборз на Каспии. Иран полон решимости не допустить деятельности других государств или иностранных компаний, противоречащей национальным интересам Тегерана.
Пока же принципы деления территории Каспия между пятью прибрежными государствами остаются неопределенными. Иран настаивает на разделе богатого нефтью Каспийского моря поровну (по 20%) между всеми прикаспийскими государствами, включая Иран, Азербайджан, Россию, Казахстан и Туркменистан. Азербайджан, в свою очередь, заявляет, что доля каждой страны должна зависеть от протяженности береговой линии.
Между тем, как заявил представитель ГНКАР, в ближайшее время освоение новых нефтяных месторождений Каспия, в том числе и в районе, права на который предъявляет Иран, компания не планирует. Однако представитель ГНКАР заявил, что считает обоснованным проведение разведывательных работ до определения правового статуса Каспия. По его словам, в советские годы разделительной линией на Каспии между Советским Союзом и Ираном служила траектория Астара - Гасан Кули, но после распада СССР Иран не объявил о ее сохранении в качестве границы сектора и, в отличие от четырех других прикаспийских государств, претендует на равнодолевое деление моря.
На карте может появиться новая горячая точка