Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
Зачастую суды необоснованно снижают неустойку за нарушение прав потребителей. Например, в Ярославле потребитель С. обратился в суд по поводу нарушения законодательства о защите прав потребителей, выразившегося в непредоставлении необходимой и достоверной информации в отношении приобретенного им холодильника-морозильника. Суд удовлетворил исковые требования частично, снизив сумму рассчитанной в соответствии с законом "О защите прав потребителей" неустойки за просрочку выполнения требований потребителя в 6 раз.
В таких ситуациях есть смысл подавать кассационную жалобу, опираясь на то, что суд не дал в своем определении обоснований снижения компенсации морального вреда или неустойки, либо данные обоснования неправомерны: в случае обжалования части судебного решения, само решение о признании вашей правоты по существу иска не будет пересматриваться.
К слову, суды имеют право наложить на нарушителя ваших потребительских прав штраф за уклонение от добровольного удовлетворения ваших требований. Таким правом вовсю пользуются многие суды, так как 50% штрафа идет в местный бюджет. Правда, просить суд о таком наказании вы не можете.
И все-таки основной причиной того, что обиженные и обманутые потребители не идут в суд, является не страх проиграть дело или получить недостаточную компенсацию. Главное, отчего мы предпочитаем махнуть рукой и не связываться, – судебная волокита. Да, суды у нас перегружены, и рассмотрение вашего дела может затянуться. Здесь надо просто запастись терпением и осознанием того, что судебная защита для вас – не способ мести, а способ получить причитающееся вам по закону. Но есть моменты, когда вы можете и должны высказать свой протест и против действия суда.
Например, ответчик не является на заседание. Суд откладывается, вы вначале кипите, потом остываете и махнув рукой оставляете "это безнадежное дело". Между тем вы вправе потребовать от суда рассмотреть дело и принять решение заочно – в случае неоднократной неявки в суд надлежащим образом извещенного ответчика. Правда, закон не устанавливает: неоднократно – это сколько? Но на практике такое требование рассматривается уже на третьем заседании. Весьма способствует явке ответчика на заседание наложение ареста на его счета и имущество. Это, кстати, и хорошая профилактика умышленного банкротства ответчика, против которого поданы значительные иски. Кроме того, на надлежащим образом извещенного ответчика, не явившегося в суд без уважительной причины, может быть наложен штраф.
Еще одна уловка нарушителей: регистрация своей компании в другом регионе. Часто это российские оффшоры, такие как Калмыкия или Алтай. К сожалению, суды часто отказываются принять иски потребителей по месту жительства с последующей их передачей в суды по месту нахождения ответчика. В таком случае вы должны указать, что закон "О защите прав потребителей" дает вам право на альтернативную подсудность и такой отказ от принятия заявления неправомерен. Как правило, такие жалобы удовлетворяются.
Например, Калужский районный суд не принял к рассмотрению исковое заявление о замене холодильника "Электролюкс" с выявленными существенными недостатками. Ответчиками по делу привлечены Компания АБ "Электролюкс-Мариештад" (Швеция) и представительство "Электролюкс" в России, находящееся в г. Химки Московской области. Согласно определению Калужского районного суда, данный иск рекомендовано подать в соответствии со ст. 117 ГПК РСФСР по месту нахождения организации или имущества юридического лица, а также с соблюдением Гаагской конвенции по вопросам гражданского процесса от 01.03.54. На указанное определение была подана частная жалоба, впоследствии удовлетворенная судебной коллегией по гражданским делам Калужского областного суда. Дело направлено на рассмотрение в районный суд.
Что по-настоящему серьезно, так это невозможность взыскать присужденные вам деньги с ответчика. Прежние махинации с "обнулением" счетов и уклонением от уплаты с введением института судебных приставов уходят в прошлое. Имейте, кстати, в виду, что обратиться к судебным приставам в обеспечение сохранности имущества и денежных средств ответчика вы можете с самого начала судебного процесса. Если вы боитесь, что ответчик "уведет" свои активы, а сумма вашего иска достаточно велика, сделайте это обязательно. Потому что в случае банкротства или прекращения деятельности вашего ответчика получить присужденные вам деньги будет весьма проблематично.
Например, по иску гр-на Л. о передаче квартиры по договору "о долевом строительстве" на основании решения суда истцу выдано свидетельство о праве собственности на квартиру, присуждена неустойка и компенсация морального вреда. В то же время присужденные потребителю денежные суммы реально не взысканы, так как ответчик находится в состоянии банкротства, а в этом случае исполнительные действия прекращаются. Как показывает практика, в подобных случаях действенным способом получения присужденных денежных средств является направление судебному приставу-исполнителю заявления с просьбой не приостанавливать исполнение решения суда в части взыскания в пользу потребителя компенсации морального вреда.
И последнее: если ваш ответчик – лицо совсем уж безответственное и является злостным нарушителем закона о защите прав потребителей, антимонопольные органы вправе предъявлять в суды иски о его ликвидации. На практике такие иски являются исключением и предъявляются в основном в случаях высокой степени опасности нарушений, но можете все-таки поинтересоваться, не слишком ли ваш обидчик "проел плешь" антимонопольным органам. Возможно, ваше дело и будет "последней каплей".
В заключение скажу, что бороться за свои права трудно, но стоит. Целесообразен такой порядок действий: вначале предложите устно устранить нарушение – вернуть деньги, обменять товар (или оказать аналогичную услугу), снизить первоначальную цену, устранить дефект. Сроки ставьте конкретные, жесткие и сжатые: если говорят "завтра", сразу предупреждаете, что послезавтра вы уже приносите письменную претензию.
Письменная претензия с предложением устранить нарушения подается на имя руководителя, копию оставляете себе, заверив ее у его секретаря. Если претензию не берут, посылаете заказным письмом с описью вложения. Уже на этом этапе есть смысл проконсультироваться с юристом организации по защите прав потребителей или работником антимонопольного органа: возможно, вы занижаете свои требования. Обязательно указываете сроки устранения нарушения, по истечении которых вы обращаетесь в суд.
В суде вам уже необходима помощь профессионального юриста, желательно имеющего практику защиты потребительских прав. Лучше, если вы обратитесь и в общество защиты прав потребителей, и в свое территориальное управление МАП России. Не надо ограничивать себя в требованиях: суд вряд ли даст вам больше, чем вы просите. Поэтому смело включайте в иск требования о компенсации морального вреда, неустойки и других предусмотренных законом выплат. После принятия судом вашего заявления проконсультируйтесь, не следует ли прибегнуть к помощи судебного пристава.
Суд может предложить вам мировую: практика показывает, что даже самые "упертые" нарушители к этому моменту готовы удовлетворить ваши требования. Думая, соглашаться ли, примите во внимание, насколько велика, по сравнению с суммой за причиненный вам ущерб, сумма других выплат – неустойки и морального вреда. Бывают случаи, когда материальные потери гораздо меньше моральных: например, если вам в стоматологической клинике изуродовали улыбку. В этом случае лучше не соглашаться на мировую, при которой от вас потребуется снять нематериальные претензии.
В ходе судебного процесса не пытайтесь понравиться судье своей покладистостью: заявляйте протесты и оспаривайте доводы, которые считаете неприемлемыми и противоречащими законодательству. Имейте в виду: в случае подачи апелляции и кассационной жалобы ваша покладистость сослужит вам недобрую службу. Впрочем, эмоции в зале суда тоже неуместны: мало того, что судьи тоже люди, замордованные непрерывной чередой тяжб, за неуважение к суду вас могут вывести из зала и даже привлечь к ответственности. Об обжаловании судебного решения говорить не буду: если вы дойдете до этого этапа, то уже сами сможете давать консультации. Но я желаю вам обойтись без такого опыта.
На карте может появиться новая горячая точка