Кто "вправляет мозги" всему миру

Мало кто при просмотре фильмов Warner Bros. и программ CNN, при чтении Time, People, Fortune или использовании ICQ задумывается о том, что всё это создается в рамках одной корпорации

Кто правит миром – тот, кто совершает реальные поступки, занимаясь бизнесом и политикой, или тот, кто об этом рассказывает непосвященному, варьируя интонации в зависимости от конъюнктурной необходимости? На этот вопрос нельзя однозначно ответить. Однако в мире существуют структуры, сочетающие в себе крупный бизнес и колоссальный ресурс для оперирования общественным мнением. Имя им – медиахолдинги. Они проникли уже практически во все сферы человеческой жизнедеятельности. Среди них есть такие, которые приковывают к себе особенное внимание. Например, крупнейший представитель этого бизнеса – AOL-Time Warner.

В мире нет человека, который хотя бы раз в жизни не видел творений корпорации AOL-Time Warner, хотя он мог даже и не знать о существовании таковой (пигмеи, племена Амазонии и инопланетяне – не в счет). Но мало кто при просмотре фильмов кинокомпаний Warner Bros. или New Line Cinema, программ CNN, при чтении журналов Time, Sports Illustrated, People, Fortune, при использовании ICQ задумывается о том, что всё это создано в рамках одной корпорации.

Крупнейший медиахолдинг мира AOL-Time Warner был образован в самом начале 2001 года в результате слияния гиганта новой экономики American Online и медийной империи "старого типа" Time Warner. Благодаря сращиванию новых и традиционных элементов бизнеса СМИ был образован гигант, который на порядок опережает всех своих конкурентов. Деятельность этого холдинга не только охватывает все сферы бизнеса в секторе масс-медиа и индустрии развлечений – происходит постоянный поиск новых направлений бизнеса. Сейчас, например, AOL-Time Warner активно пропагандирует идею интерактивного телевидения, в особенности технологию "видео по требованию" (VOD), когда любой пользователь этой услуги может заказать домашний просмотр необходимого фильма.

Империя AOL-Time Warner была создана в тот момент, когда кризис американской экономики можно было заметить даже невооруженным взглядом. Компании медиа-бизнеса всегда чувствительны к изменению экономического климата в стране. Значимую часть их доходов составляет реклама. При снижении экономических результатов деятельности крупнейших корпораций различных сфер бизнеса всегда становится актуальной минимизация издержек. Естественно, что в такой ситуации медленнее всего начинают наполняться рекламные бюджеты. Рекламный рынок сжимается на порядок быстрее, чем падает экономика. Даже наиболее крупные компании, работающие в сегменте средств массовой информации и индустрии развлечений, начинают терять доходы. Не обошла эта участь и AOL. Всего за 9 месяцев текущего года убытки корпорации превысили $3 млрд. За такие деньги где-нибудь в далекой холодной стране, где медведи ходят по улицам, можно было бы создать парочку холдингов с названием НТВ. Общий объем доходов компании за этот период превысил $27 млрд., что немыслимо ни для какой другой медийной корпорации в мире. Однако общий итог оказывается не совсем утешительным для AOL-Time Warner – при наращивании массы корпорация не может пока добиться собственной эффективности. Убытки превышают 10% от суммарного объема доходов.

Пример AOL-Time Warner показывает, что медиахолдинги могут быть убыточными даже в том случае, если они американские. Правда, никто не сомневается, что это лишь временные неудачи, никто не скидывает в панике акции корпорации. Рыночная стоимость AOL-Time Warner составляет сейчас около $150 млрд. и опережает в 4-5 раз суммарный объем продаж. Ведь когда в США начнется очередной экономический подъем, за право обладать частицей AOL придется платить куда большие деньги.

Чем же сейчас является в мире бизнеса корпорация AOL-Time Warner? Если судить по традиционным экономическим дефинициям, вроде рыночной капитализации или объема чистой прибыли, вес компании окажется не таким уж сверхъестественным. Но деньги не всегда являются самым лучшим мерилом силы и власти. AOL – это, прежде всего, не бизнес, а ресурс управления людьми. В современном мире такой ресурс далеко не потерял свою значимость. Пройдут времена традиционного телевидения, видео и Интернета, но ресурс не иссякнет – изменятся только технические средства и маркетинговые ходы.


С другими аналитическими материалами, посвященными вопросам мировой экономики, вы можете ознакомиться на сайте Globalstock.ru.

Выбор читателей