У семи мамаш клон без глазу

Основная черта брака будущего – его кратковременность. Возможность экспериментировать с рождением детей и отложить этот волнующий момент до пенсии приведет к распаду большинства семей

Скоро Крещение – самое время для гаданий и всяческих прогнозов. Будущее туманно проглядывает сквозь магический кристалл. Погадаем, какой будет семья будущего? Какие формы предпочтет молодежь для соединения?

Кризис современной цивилизации не мог не затронуть институт семьи – мощного шокопоглотителя, места, куда уставший после работы, издерганный в пробках горожанин возвращается каждый вечер, чтобы расслабиться и отдохнуть. Прекрасное далеко не так прекрасно, ибо, по мнению большинства социальных психологов, современная семья находится в состоянии кризиса. И дальше будет хуже. Причиной ломки "ячейки общества" является супериндустриальная революция, развитие НТР и общая мировая нестабильность. Впрочем, и среди ученых попадаются оптимисты, которые верят, что институт семьи не только не исчезнет, но и приобретет большую ценность, станет единственным островком надежды, устойчивой структурой в бурлящем океане действительности.

В своей жизни сегодняшний среднестатистический житель Земли сталкивается с огромным количеством людей. Вполне закономерно, что желание ближе познакомиться с некоторыми из них ведет к необходимости сокращения отношений с другими. Главной проблемой будущего будет именно процесс знакомства молодых и не очень молодых землян. "Азиатские тигры" уже почувствовали это на своей шкуре. Власти Сингапура, например, специально для интеллектуальной элиты, проводящей все свое время перед недремлющим оком монитора и неспособной познакомиться, устраивают романтический круиз. Фрахтуют специальный пароход, куда, как в анекдоте про "Титаник", набирают университетских "синих чулков". В то время как в Китае борются с демографическим кризисом, не поощряя многодетные семьи, в Сингапуре стимулируют процесс круизами...

Психологи, как всегда преувеличивая, бьют тревогу: современная молодежь предпочитает виртуальное общение (чаты и их заменители) реальному. Впрочем, мир – самонастраивающаяся система. Возможно, таким образом решается проблема перенаселенности нашей планеты – от виртуальной любви дети не рождаются. К счастью...

Кроме виртуальной реальности семье угрожают и другие современные технологии, в том числе и клонирование. Пока человека и даже его клон невозможно вырастить вне матки (к тому же такие исследования фактически запрещены). Но прогресс не остановить, и в скором времени таинство материнства и беременности может исчезнуть или, по крайней мере, потерять свое обаяние и загадку. Девочки, особенно в патриархальных обществах, растут, осознавая свою миссию – рождение и воспитание детей. А что будет, если фантазии Олдоса Хаксли о противозачаточных пилюлях и платоновское воспитание детей в детских садах, общее владение женщинами станут реальностью? Кого считать матерью ребенка, выращенного в "чашке Петри"? Споры об алиментах будут не так просты, как сегодня, и юристам придется придумывать новые законы и правила, поскольку у малыша будущего можеть стать больше двух биологических родителей.

Сегодня можно родить детей и в 16, и в 40. В 16 это тяжело с точки зрения морали и из экономических соображений, в 40 – не позволяет здоровье. Чем старше родители, тем выше угроза генетических отклонений у потомства. В будущем опыты биогенетиков разрешат так называемую "дилемму матери" – рожать или делать карьеру. Малыша можно будет завести в 40 и 50 лет, а может, даже в 60 – было бы желание.

Детей пара может завести и в 20 лет, отдать их... нет, не Мэри Поппинс, а профессиональным родителям, касте, исключительной функцией которой будет выращивание малышей. Для меня, матери крохотного сына, это звучит дико. Но эти люди будут получать среднее и высшее родительское образование, сдавать экзамены и проходить ежегодную переквалификацию.

Зачем это нужно? Большинство взрослых не только по причине загруженности, но и из-за общего психического состояния (усталость, фрустрация, нервы...) понимают, что совсем не готовы воспитывать юное существо. И здесь приходят на помощь профессиональные родители. А Фрекен Боки и тем более Легкомысленные Карлсоны останутся в прошлом.

Дать волю фантазии можно, размышляя и о формах семьи будущего. Групповые браки, дешановские коммуны, где один дом на 15 человек, а дети, жены и мужья – все общее. Коммунизм! К общинности склонны либо бедные, либо праздные люди. Разделять кров и все остальное людей толкает желание выжить или жить весело и свободно. Художники и люди свободных профессий на протяжении прошлого столетия практиковались в этом с переменным успехом. Основная черта брака будущего – его кратковременность. Любовь останется, исчезнет сонаправленность, общность взглядов, одинаковый уровень интеллектуального развития. Возможность экспериментировать с рождением детей и отложить этот волнующий момент до пенсии приведет к распаду большинства семей. Не секрет, что дети и привычка цементируют современные пары. Что произойдет, если исчезнет хотя бы один элемент?

Кстати, сегодня в некотором смысле традиционной можно назвать и полигамию, или многомужество: большинство населения легально или нелегально живет с несколькими половыми партнерами. В будущем общество станет терпимее относиться к этой форме семьи.

Но многомужество это еще цветочки. Вспоминается такой анекдот: маленький мальчик играет в песочнице, на балконе показывается небритый мужик средних лет и ломаным голосом зовет: "Васенька, домой!". "Иду, пап", – нехотя отвечает малыш. "Я не папа, я мама... сколько раз тебе говорить!" "А хрен вас, голубых, разберешь..." По мнению известного американского футуролога Олвина Тоффлера, ситуация из анекдота может стать реальностью. Гомосексуальные пары будут усыновлять детей, активно заказывать их с помощью ЭКО.

Конечно, все сказанное может не иметь никакого отношения к семье будущего. Прогностика – хитрая наука. Никогда нельзя быть уверенным до конца. Можно предсказать только траекторию развития такой сложной системы как семья по некоторым "кричащим" признакам нынешнего времени – эклектичность, стремление к разнообразию, свободе... Так или иначе, все в наших руках.

Выбор читателей