Полуголые прелести при полном отсутствии голоса

Новогоднее телевидение вызвало оторопь. Всю неделю, щелкая каналами, я натыкался на одни и те же лица – "короля попа" с новой женской прической и его нестареющей супруги – изрядно потрепанного символа все никак не уходящей эпохи

Да-а-а… Давно такого не видал. Чтоб десять дней подряд, начиная с вечера 31 декабря аж до Рождества – одни и те же радостные лица на экране, одни и те же фильмы Эльдара Рязанова, абсолютно одинаковые передачи, причем с продолжением, неотличимые от "Голубых огоньков" советского недоброй памяти прошлого…

И это вы называете телевидением XXI века?

Ну хорошо, в новом, 2002 году уставший от семи подряд сделанных "на ура" новогодних программ Константин Эрнст с ОТР почел за лучшее сэкономить от полумиллиона долларов и больше, благо все равно, по мнению мониторящих телевизоры агентств, целевая аудитория теперь нажирается раньше положенного, валит скопом взрывать петарды и супер-пупер-дорогие проекты типа "Старые песни о главном, постскриптум" смотреть не в состоянии. Но пять "Ироний судьбы" и десяток остальных набивших оскомину классических новогодних комедий Рязанова по всем каналом одновременно – это как, не перебор?

Ну, раньше хотя бы один крупный телепроизводитель позволял снять к самому празднуемому празднику в стране хоть какую завалящую комедийку, пускай "Особенности национальной пьянки-8" или что-то в этом роде. Теперь же все – ни гу-гу, как пел Высоцкий, "пришипились, надеясь на авось…".

Причем все без исключения федеральные кнопки. Единственным новогодним "сюрпризом" стал показ нескольких, выдержки коньяка московского розлива, картин Тиграна Кеосаяна, этого преемника позднего Гайдая и Рязанова.

Кстати не таких уж и плохих, особенно "Президент и его внучка", где несомненный актерский дар подтвердила младшая дочка Никиты Михалкова. Да еще с опозданием на год показали дебютную ленту Олега Иваныча Янковского, с ним самим, естественно. В целом кое-где даже смешно. У нас порой.

Но на лавры национального бестселлера не тянут ни старенькая "Витрина", ни "Приходи на меня посмотреть", не говоря о жутком последнем фильме с покойным Н.Еременко "Подари мне лунный свет", с титров которого – небывалый случай! – режиссер Дмитрий Астрахан снял свою фамилию, вместе с тем не постеснявшись, впрочем, представить одуревшей от многодневного застолья публике совершенно беспомощную, зато двухсерийную комедию из американской жизни "Леди на ночь". Где кроме пугающего вида некогда первой леди советского экрана Марины Нееловой и прочих грандов отечественного кино в идиотских париках и костюмах ничего занимательного нету. Ну очень состарились наши любимые артисты, понятное дело. Кто-то, как Калягин, уж и в экран не помещается, кто-то, как Табаков, из роли кота Матроскина выйти не может, но ведь оценить их старческую непривлекательность (в случае женщин – истинную актерскую смелость) можно и за пару минут – для чего же парить зрителя часами?!

В общем, не порадовали продюсеры свершениями, не взяли высот, да оно и понятно: даже "наше все" – чудо-Эльдар ничего даже подобного "Карнавальной ночи", не говоря о шедевре про гадкую заливную рыбу, за двадцать лет сделать не в состоянии. Его последние фильмы не поддаются критике, а прочими талантами мы пока не богаты.

Особенно ясно это видно в бесчисленных "Огоньках". Лица Пугачевой и Киркорова, по моим скромным подсчетам, просияли на экране за эти каникулы столько же раз, сколько за всю предыдущую историю российского телевидения. И если Филипп хотя бы менял прически, с мужской на женскую и обратно, то Алла Борисовна окончательно утвердила за собой имидж матроны русской эстрады, этакой Клавдии Шульженко "демократической эпохи".

Остальные звезды, звездуны и звездульки не преминули зажечься в новогоднюю ночь и освещали экраны своим мутным сиянием всю неделю до одури. Вся советская, российская и приграничная попса стройными шеренгами забила своими фонограммами сетку программ, соревнуясь в бездарности, полном безголосии, омерзительном, как у Алены Апиной, внешнем виде и неумении плясать под фанеру.

Господи, столько Задорнова и Петросяна на сантиметр экрана я не видел в своей не такой уж и короткой жизни никогда. И, что характерно, ни одного подобия смешной шутки, даже от некогда остроумного Жванецкого!

Такое впечатление, что на зрителя все эти наши шоумены и иже с ними "вумены" просто положили.

Структура концертов, придуманная еще культуртрегерами товарища Сталина, не изменилась даже внешне.

РТР попытался отдать свой "Огонек" на откуп действительно остроумной парочке Стоянов – Олейников. Получилось плоско, некачественно и до тошноты неоригинально.

Как пошутил в предпраздничном интервью К.Эрнст, отвечая на вопрос, почему он не стал делать на сей раз традиционное крутое шоу: "Если б первый канал занимался контрпрограммированием, его реклама бы выглядела так: "На РТР истратили 10 тысяч гвоздей, 80 тонн краски и 600 килограмм шурупов. А фигли толку?".

Остальные каналы ничем не уступили Российскому в попытке показать зрителю всю эту мелкотравчатую отечественную попсу, с ее приевшейся эстетикой дешевого и глубоко провинциального кабака. Ну выйдут телки из очередного проекта Матвиенко или Алибасова, все эти "Сливки" и "Девочки", повертят немного полуголыми прелестями – а петь-то не могут. Ни одного хита, ни единого шлягера нормального. А кому интересно любоваться на подтанцовку уровня деревенской дискотеки?

Кроме того, признаюсь, я вовсе не гомофоб. Но все же следовать в шоу-бизнесе американскому стандарту только лишь в этом аспекте, игнорируя всяческий профессионализм и качество, – дико. Одним ведь Борей Моисеевым, хоть в паре с французским кастратом, хоть без него, сыт не будешь. От количества трансвеститов на эстраде уже в глазах рябит. Скоро мужским голосом неприлично будет просто петь, не изображая либо нимфу, либо брутального мачо, что, как известно, есть явный признак латентного гомоэротизма.

Единственным более-менее удачным новогодним проектом стал показанный на ОРТ украинский мюзикл по мотивам гоголевских "Вечеров на хуторе близ Диканьки". Хоть что-то свеженькое в образе Киркорова-черта, хоть одна более-менее неформальная рожа – того же Олега Скрипки, хоть какая-то операторская и режиссерская мысль. Но проект был отодвинут в глубокую, м-м-м… утреннюю программу, и многие к его появлению просто уснули. Хотя шоу получилось довольно занятное, даже в политическом аспекте.

В общем, понятно: на телевидении явно закончилась эра конкуренции. Основные каналы поделили рейтинги, доли и прочие зрительские предпочтения. Безоговорочным лидером по-прежнему остается ОРТ, несмотря на большие финансовые вливания в Российский канал, который терпит явное фиаско. Но целиком государственному телевидению на это плевать, оно и понятно.

НТВ, при старой команде выигрывавшее по многим статьям в развлекательном плане, теперь явно проигрывает конкурентам, за неимением собственной концепции. Не справляется один Парфенов, так как всех старых креативщиков поувольняли газпромовские начальнички.

Маленькое, опальное и полунищее ТВ6 кое-как выплыло, на мой взгляд, в связи с удачным подбором телефильмов, а свой грандиозный новогодний концерт у подножия какого-то моста – начисто провалило.

Про остальные каналы, включая московский ТВЦ, РЕН-ТВ, СТС и ТНТ, разговора, в общем-то, и нет. Это слабые эпигоны "меэйджеров", рассчитанные, как кажется, на какую-то свою особую аудиторию, может быть на тех, у кого они только и ловятся. И изредка именно там можно выловить что-то интересное, устав от бесконечной смены картинок Леонтьев – Газманов – Розенбаум вперемешку с кадрами из "Джентльменов удачи".

Правда, перед самым Рождеством на киселевском канале начался новый проект "За стеклом". Первых участников – продавцов "Последнего бифштекса" – представили столь полюбившиеся публике очаровательные героини прозрачной квартиры, и не за горами женский кастинг, которого, я уверен, все ждут с большим нетерпением. Ну что ж, следующая неделя ознаменуется стартом очередного проекта, от которого вашему обозревателю вряд ли удастся отделаться. К тому же не за горами окончание суперпроекта ОРТ "Последний герой".

Так что будем считать провальную праздничную неделю отечественного телевидения лишь спортивным приемом, этакой экономией сил перед забегом на дистанцию длиною в год.

Выбор читателей