Глобализация по-американски

Когда вопрос о сущности глобализации задается в лоб неискушенному знатоку современной терминологии, сыплются несвязанные ответы, выхваченные из разных областей знания

В понятие "глобализация" зачастую вкладывается слишком много, так что оно представляет собой некую необозримую туманность. В точности определить то, чем является глобализация, довольно сложно. Мы можем только постоянно перечислять все то многообразие процессов, которое увязывается с этим емким словом. Когда вопрос о сущности глобализации задается в лоб неискушенному знатоку современной терминологии, сыплются ответы, выхваченные из разных областей знания. Возникает мешанина из внерегиональной деятельности транснациональных компаний, распространения доминирующего информационного и культурного влияния на все земные окраины и медвежьи углы и прочего международного разделения труда. Кое-кто в пылу рассказа может упомянуть и антиглобалистов, вершащих "суд" над закусочными McDonald’s и кофейнями Starbucks.

Свое мнение насчет охватившей все и вся глобализации есть и у инвесторов на фондовом рынке. За последние годы у нас появилась реальная возможность увидеть то, что стал представлять собой американский рынок ценных бумаг. Благодаря тому, что на Нью-йоркской фондовой бирже размещают свои акции и депозитарные расписки практически все крупнейшие мировые компании, появляется возможность для исследования последних экономических событий в мировом масштабе. Каким же образом кризис американской экономики сказался на развитии корпоративного сектора в мире? Вопрос этот отнюдь не праздный, и ответ на него может помочь нам внести лишний штрих в понимание столь веского термина – "глобализация".

Сегодня ни у кого нет ни малейших сомнений на тот счет, что американские корпорации как были, так и останутся в весьма далекой перспективе крупнейшими в мире, несмотря на падение американской экономики. Происходит это по одной простой причине – крупнейшие американские корпорации сегодня можно лишь с большим трудом причислить к собственно американским. Для кого-то 30-50%, а зачастую и все 70-80% объема продаж приходится на остальной, неамериканский мир. Целый ряд корпораций к американским можно отнести только потому, что их штаб-квартира находится в США и в них доминирует американская корпоративная традиция управления. Основной же бизнес может даже в большей мере зависеть от работы европейских и азиатских подразделений корпорации. Частенько американская корпорация превращается в некоторое подобие нынешней сборной Франции по футболу, когда последняя с большим правом могла бы называться сборной заморских департаментов и бывших колоний Франции.

Такая специфика устройства бизнеса американских компаний не является уникальной. Крупный бизнес Японии и стран ЕС имеет те же специфические черты их американских собратьев. Сегодня международное (или даже межкорпоративное) разделение труда дошло до того, что английские нефтяники из British Petroleum качают нефть из гигантского месторождения Прадхо-Бей, расположенного на Аляске, их коллеги из Royal Dutch/Shell Group вовсю разбуривают шельф Мексиканского залива, а американцы из Exxon Mobil ставят платформы в Северном море. Понять истинную национальную принадлежность компании только по адресу ее главного офиса сегодня иногда попросту невозможно. В целом ряде случаев крупнейшие компании существуют в стране базирования только физически, тогда как основная часть денежных потоков проходит вне ее пределов. Для них национальная принадлежность превращается в некоторое подобие символа или лейбла. В основном это гигантские компании, расположенные в малых развитых странах Европы, вроде финской Nokia или швейцарской Nestle.

Конечно, национальная принадлежность компании имеет важное психологическое значение. Данная компания прочно ассоциируется со страной формального обитания, может даже прибавлять гордости аборигенам. Только вот реальная сущность подобных корпораций всегда оставалась иной. Экономический кризис в США выявил весьма интересные закономерности на фондовом рынке. Оказалось, что многие европейские и азиатские корпорации оказались под большим давлением вследствие ухудшения экономической ситуации в США, чем многие их американские конкуренты.

Когда рецессия в Америке оказывалась для многих дальновидных инвесторов весьма ощутимой, одной из альтернатив для инвестирования на американском рынке становились операции с эмитентами из других стран, где зарождение кризиса еще не намечалось. Весьма разумная стратегия натолкнулась на неожиданно возникшее препятствие, имя которому – глобализация. Вложение в фондовый рынок целого ряда стран, еще не испытавших падение, в 2001 году оказалось даже более убыточным, чем аналогичные операции с американскими эмитентами. Например, падение фондового индекса шведских компаний в 2001 году составило около 25%, что оказалось заметно выше, чем падение американского Dow Jones (менее 7% за аналогичный период). Все дело в том, что компания Ericsson, вес которой в индексе шведских компаний (MSCI Sweden Index Fund) составляет около четверти, оказалась в большей зависимости от ухудшения экономической конъюнктуры в США, чем ее оппонент General Electric. Избежать падения индексу шведских компаний не удалось бы даже в том случае, если бы экономика Швеции росла китайскими темпами – на 7-10% в год. Многие компании сегодня перестают быть плодами своей земли, а превращаются в детей глобализации, на развитие которых оказывают влияния события не государственного или регионального, а мирового масштаба.

С другой стороны, лучшие представители американского бизнеса даже и не почувствовали кризиса в своем отечестве. Особенно это касается представителей "старой" экономики. Прибыль Coca-Cola Company, например, росла весь прошедший год. Большой территориальный охват, связанный с работой компании в 150 странах мира, обеспечил ей должную географическую диверсификацию, что в результате вылилось в стабилизацию бизнеса и даже его развитие.

Падение экономики и фондового рынка одной державы, пусть и такой ключевой как США, показало, насколько больших масштабов достигла в настоящее время глобализация. Из-за взаимопереплетения экономических, социальных и культурных отношений представителей разных стран и народов мир стал куда более связанным, единым. Теперь развитие цивилизации неминуемо будет сталкиваться с мультиплицированием различных эффектов как положительного, так и отрицательного характера. Если на одном краю нашей планеты аукнется, то на другом в мгновение ока откликнется. Причем зачастую нельзя будет определить, где событие произведет больший эффект – там, где оно произошло, или там, куда оно передалось и ретранслировалось.

С другими аналитическими материалами, посвященными вопросам мировой экономики, вы можете ознакомиться на сайте Globalstock.ru.

Выбор читателей