Антигона номер два

И мхатовская "Антигона", и ее недавно народившаяся в филиале театра имени Пушкина сестрица могут со всеми основаниями претендовать на звание самых ярких театральных событий

Как-то один знакомый театральный критик, жалуясь в сердцах на свою нелегкую жизнь, посетовал, что нет у него больше сил смотреть очередную постановку "Дяди Вани" или "Трех сестер". Сюжеты известные и затертые до дыр. Ничего нового режиссерам выудить из чеховских историй не удается. Разве что "приголубИть" персонажей, переодеть в современные костюмы или напичкать пьесы нафантазированными любовными интрижками. Замахнуться на Чехова считает профессиональным долгом любой последователь Станиславского. Впору пожалеть тружеников пера, да и зрителей тоже.

Однако оставим русского писателя в покое. Речь пойдет о делах давно минувших дней. История, рассказанная Софоклом и подправленная французским драматургом Жаном Ануем, стала весьма популярна в этом театральном сезоне. В Москве идут уже два спектакля по пьесе "Антигона". Впрочем, критикам и критикессам вряд ли пришлось стенать по поводу своей жалкой участи, ибо и мхатовская "Антигона", премьера которой состоялась в октябре 2001 года, и ее недавно народившаяся сестрица могут со всеми основаниями претендовать на звание самых ярких театральных событий.

Вторую "Антигону" зачали в филиале театра имени Пушкина. Девочка получилась не в меру строптивой. Непременно хочет предать земле тело своего брата, выброшенное на растерзание птицам за городские ворота. Царь Креон запретил под страхом смерти приближаться к телу своего врага и воздавать ему погребальные почести. Антигону не останавливает ни страх, ни любовь к жениху, ни мечты о ребенке, которому так и не суждено будет появиться на свет.

Глупое упрямство, чувство долга, преданность брату, родственные узы? Что двигало Антигоной, какие именно представления о должном обрекали ее на гибель? Братьев было двое: Полиник и Этеокл. Одного похоронили как героя и защитника Фив, к телу другого приставили стражников. Политический пиар имеет древнюю историю. Царю Креону нужно было отвлечь толпу, навести порядок после смуты и волнений. Изуродованных в месиве битвы братьев не смогла бы опознать родная мать. Кто лежит непогребенный, любимец Антигоны Полиник или Этеокл, не знает даже сам Креон.

Царское решение покарать Антигону, невесту его собственного сына Гемона, выглядит и как неоправданная жестокость, и как деяние мудрого правителя, идущего на жертвы, чтобы прекратить волнения в городе. Закон превыше всего, и никто не волен его нарушить. А ведь Креон пытался спасти Антигону. "Пойдешь домой и будешь молчать. О том, чтобы молчали другие, позабочусь я сам", – говорит он Антигоне, когда ее приводят стражники. "Я должна делать то, что в моих силах", – отвечает она. Греческая Антигона, жившая в 5 веке до нашей эры, свои поступки и свой выбор объяснила бы божественным законом и долгом. Антигона-француженка, явившись миру из фантазий Жана Ануя в 1943 году, во времена фашистской оккупации, – протестом, желанием пойти против деспотизма.

Мрачные минималистские декорации, какие только может себе позволить маленькая сцена филиала театра имени Пушкина. Черные прямоугольные столбы, посередине круг, из которого вырастает хрупкая фигурка Антигоны. Не обошлось и без милых театральных шалостей: роль хора, рассказывающего зрителям предысторию и комментирующего происходящее, досталась девушке, облаченной в строгий брючный костюм, с ярким красным пятном шейного платка. "Хор" совсем не по-античному раскуривает в конце спектакля сигару и флиртует с Креоном. Однако все внимание неизменно обращено на Антигону в исполнении Ирины Гриневой, блиставшей до этого в роли Марины Мнишек в "Борисе Годунове" Деклана Доннеллана. Дюймовочка с железной волей, осмелившаяся перечить царю, нежная возлюбленная, испуганная и беззащитная перед казнью – все ипостаси характера и эмоционального состояния своей героини Гринева воплотила достаточно сдержанно, без криков и истерик. "Трагедия успокаивает, все равно надеяться не на что".

Недавно назначенный главным режиссером театра имени Пушкина Роман Козак буквально восстанавливает из руин вверенный ему храм искусства, смахивает пыль и очищает пространство от паутины и плесени. Его спектакль "Академия смеха" уже принес Николаю Фоменко и Андрею Панину премию "Чайка" за лучший театральный дуэт. Сцену филиала отдали под эксперименты и поиски. "Антигону" поставил Владимир Агеев. Одна из его предыдущих работ – "Игра в классики" по Кортасару в Центре драматургии и режиссуры п/р А.Казанцева и М.Рощина уже принесла Агееву известность в театральных кругах. Новая работа, безусловно, добавит в актив режиссера и возрождающегося театра интересный запоминающийся спектакль.

Ближайшие премьерные показы – 18 и 20 января, филиал театра имени А.С.Пушкина, Сытинский переулок, 3/25

Выбор читателей