Россия арендует кусочек Азербайджана

После визита год назад в Баку Путина российско-азербайджанские отношения круто пошли в гору. Сняты многие проблемы, длительное время оковами висевшие на двусторонних отношениях; значительно выросла двусторонняя торговля

Сегодня к нам приезжает Туркменбаши, а уже через три дня, 24 января – президент Азербайджана Гейдар Алиев. Москва продолжает действовать на каспийском направлении весьма активно. Кстати, один из вопросов, который наверняка будет обсуждаться на тех и других переговорах, – это правовой статус Каспийского моря. К настоящему времени все прибрежные государства, кроме Ирана, в общем приняли российскую позицию: делить на национальные сектора только дно, а толщу и поверхность вод (за исключением небольшой прибрежной зоны) оставить в общем пользовании. Однако серьезные разногласия сохраняются по вопросу о том, как при дележке морского дна – иначе говоря, углеводородных месторождений – проводить т.н. срединную линию. Наибольшую строптивость проявляет как раз Туркменбаши, который хочет провести сию линию собственным методом – так, чтобы прибрать к себе спорные с Азербайджаном месторождения.

Правовой статус Каспия, оставляющий толщу и поверхность вод в общем пользовании, устраивает Москву тем, что создает юридические препятствия для строительства – без согласования со всеми участниками соглашения – транскаспийских трубопроводов, с помощью которых может быть налажен экспорт казахстанских и туркменских углеводородов в обход территории России. Заметим в этой связи, что без казахстанской нефти загрузить "антироссийский" нефтепровод Баку – Джейхан, проект которого обсуждается все последние годы, окажется просто нечем. Почему же тогда Азербайджан в конце концов согласился на российские предложения по статусу моря? Да потому, что без урегулирования данной проблемы вообще нереально рассчитывать на привлечение в каспийские проекты действительно масштабных западных инвестиций, без чего, в свою очередь, не освободиться от "излишней" экономической (в том числе транспортной) зависимости от России. В этом плане нынешняя неопределенность в статусе Каспия Москву тоже вполне устраивает.

Мечты о большей (без оглядки на Москву) свободе действий лелеет даже дружественный России Казахстан, и подобные мечты абсолютно закономерны. Что же тогда говорить об Азербайджане – республике, выступающей одним из лидеров "внутренней оппозиции" в СНГ (объединение ГУУАМ: Грузия – Украина – Узбекистан – Азербайджан – Молдова). И тем не менее, после визита год назад в Баку Путина российско-азербайджанские отношения круто пошли в гору. Что касается Алиева, то явная коррекция им прежней политики вызвана, очевидно, осознанием бесперспективности дальнейшего игнорирования интересов большого северного соседа, экономические связи с которым в любом случае сохранят свою важность, в условиях, когда этот сосед проводит жестко прагматическую внешнюю политику. И вот в Баку больше не находят отдохновение чеченские боевики; многие проблемы, длительное время оковами висевшие на двусторонних отношениях, вдруг чудесным образом снимаются (в том числе в соглашениях, подготовленных к подписанию на этой неделе); значительными темпами растет двусторонняя торговля. Заметим на полях, что, пойдя на указанную коррекцию своего курса, Алиев проявил ту мудрость, дефицит которой обернулся для Шеварднадзе обилием болезненных шишек (кажется, вразумивших-таки грузинского лидера).

Ну, а что же Москва? Путин проводит в этом регионе политику, в известном смысле схожую с традиционной американской политикой на Ближнем Востоке, где, как известно, Вашингтон опирается не только на своего естественного союзника (Израиль), но и на другие силы, при жесткой линии в отношении недружественных режимов. Исторический союзник России в Закавказье – Армения. Но чересчур большой крен в сторону Еревана теперь выправляется.

Между прочим, примерно такой же крен в своей закавказской политике, в значительной мере складывавшейся под влиянием проармянского лобби, сейчас ускоренно выправляют те же американцы. Буквально со дня на день ожидается отмена принятого Конгрессом еще в 1992 году (в качестве поправки в Закон о поддержке свободы) т.н. параграфа 902, запрещающего, в частности, оказание Азербайджану прямой помощи правительством США. В благодарность за услуги в ходе проведения операции в Афганистане американцы сулят Баку и другие пряники. К примеру, МВФ разрабатывает для Азербайджана специальную программу в размере $100 млн. Иногда, оказывается, можно дружить и с Вашингтоном и с Москвой одновременно, не пытаясь сыграть на подначке в их многонудных коллизиях.

В ходе предстоящего визита Алиева в Москву президенты двух стран выступят с Политическим заявлением, укрепляющим узы взаимной дружбы. Планируется, кроме того, подписать порядка 10 различных соглашений, для окончательного согласования условий которых в российскую столицу на прошлой неделе приезжала азербайджанская делегация во главе с премьер-министром Артуром Раси-заде. Наибольшие разногласия вызывал проект договора "О статусе Габалинской РЛС, принципах и условиях ее содержания". Действующая с 1985 года в городе Габала радиолокационная станция с ее возможностями раннего оповещения о пусках баллистических ракет на огромном пространстве к югу от российских границ имеет для Москвы крайне важное значение. Долгое время Баку вообще отказывался устанавливать договорные (т.е. обязывающие обе стороны) рамки использования этой станции Россией, а затем стал выдвигать на этот счет всевозможные условия. Однако в конечном счете разногласия свелись в основном к срокам, а также размерам и формам оплаты аренды. Согласно проекту договора, радиолокационная станция признается объектом, находящимся в собственности Азербайджана и арендуемым Россией в качестве "информационно-аналитического центра". Россия согласилась делиться данными этого "центра" с азербайджанской стороной. Срок аренды будет, видимо, определен в 10 лет (Москва хотела 20, Баку – не более 5). Что же касается размеров арендной платы, то речь идет о суммах (предложения Москвы и Баку – это соответственно $2 млн. и $5 млн. в год), расхождения по которым едва ли могут сорвать подписание договора.

Среди запланированных к подписанию документов следует также выделить долгосрочный (до 2010 года) договор о торгово-экономическом сотрудничестве двух стран. (Согласно предварительным итогам 2001 года, Россия делит по объемам торговли с Азербайджаном второе-третье места с Турцией, правда, пропустив далеко вперед Италию, но исключительно за счет импорта последней азербайджанской нефти.) Помимо этого, должны быть подписаны соглашения о взаимной защите и поощрении инвестиций, о сотрудничестве налоговых органов, о взаимном признании прав собственности, о статусе россиян в Азербайджане и азербайджанцев в России, о сотрудничестве в приграничных районах, об использовании в ирригационных целях вод приграничной реки Самур, а также, возможно, некоторые другие документы.

Например, может быть пролонгировано межправительственное соглашение о транспортировке азербайджанской нефти по трубопроводу Баку – Новороссийск. Действующее соглашение, срок которого истекает в следующем году, предусматривает перекачку по этому маршруту ежегодно 2,5 млн. тонн нефти. По имеющейся информации, в 2001 году через Новороссийск действительно было экспортировано такое количество азербайджанской нефти, однако в предыдущие годы соглашение в этой части отнюдь не всегда выполнялось (хотя российская сторона проложила даже участок нефтепровода в обход территории Чечни). Дело в том, что Азербайджанская международная операционная компания (АМОК), на балансе которой находится азербайджанский участок трубопровода, предпочитает экспортировать свою нефть через грузинский порт Супса (главенствующую роль в АМОК играет концерн "Бритиш Петролеум – Амоко"). Трубопровод Баку – Новороссийск использует для экспорта государственная компания ГНКАР, собственная добыча которой составляет менее 9 млн. тонн в год. ГНКАР в первую очередь обеспечивает внутренние потребности республики в нефти, после удовлетворения коих 2,5 млн. тонн на экспорт зачастую просто не набирается.

В этой связи заявленные сторонами планы наращивания экспорта азербайджанской нефти по маршруту Баку – Новороссийск до 5 млн. тонн в год вызывают некоторое недоумение, тем более что, по информации ГНКАР, тариф перекачки нефти по этому маршруту составляет $15,67 против $3,1 через Супсу. Представители российской компании "Транснефть" говорят о возможности снижения тарифа при увеличении объемов перекачки, но только до $11-12. Россия, конечно, желала бы сохранить в той или иной мере контроль за экспортом азербайджанской нефти, поэтому весьма примечательно сделанное в конце 2001 года руководством компании "ЛУКойл" заявление о готовности войти в число инвесторов проекта Баку – Джейхан, осуществлению которого Москва столь долго противилась...

Потепление политических отношений между Москвой и Баку имеет вполне очевидную экономическую подоплеку. И это хорошо: тепло, идущее от экономической почвы, куда как надежнее случайного тепла, невесть с какого перепуга занесенного изменчивым ветром политических пристрастий.

Выбор читателей