ТВ6 вырубили из эфира

Вчера Евгений Киселев уведомил Лесина об отзыве ранее поданного письма, уведомлявшего об отказе от лицензии на вещание ТВ6. А Лесин в полночь отключил вещание шестой кнопки

Не успели отгреметь фанфары вокруг "сердечного согласия", образовавшегося у ТВ6 с властью, как всё, похоже, начинается сызнова. Вчера Евгений Киселев уведомил министра печати Михаила Лесина об отзыве ранее поданного в этот орган письма, уведомлявшего об отказе от лицензии на вещание ТВ6. А Лесин в полночь отключил вещание шестой кнопки.

Стоит напомнить, что упомянутый документ (отзывающий лицензию на вещание) был важным звеном схемы, заготовленной самим Михаилом Лесиным и некоторыми чиновниками администрации президента (включая Александра Волошина), призванной "ювелирно" отделить творческий коллектив шестой кнопки от ее главного акционера, Бориса Березовского. Всё, что было сказано и сделано, вся лавина невиданной прежде доброжелательности, проистекавшей от высшей власти и хлынувшая на журналистов телеканала, подразумевала одно: в обмен на "сдачу" Березовского каналу гарантировали беспроигрышный тендер на владение частотой и безоблачное служение на поприще независимой журналистики.

Однако, как и предсказывало "Yтро", ситуация пошла по пути ужесточения позиций сторон в отношении друг друга. Вначале в словах Лесина, видимо осознавшего, что он малость переборщил с разного рода авансами в адрес команды Киселева, зазвучали министерские нотки. "Безусловным" лидерам (то бишь нынешнему ТВ6) теперь, по словам министра, придется посостязаться с 5-6-ю компаниями, также претендующими на эту частоту. В общем, ничего удивительного: конкурс на то и конкурс, чтобы соревноваться в возможностях и способностях. Однако еще одно высказывание министра стало для команды Киселева чем-то вроде холодного душа: выяснилось, что с определенного момента и вплоть до проведения конкурса лицензия на временное вещание будет выдана некоей компании на условиях ее отказа от участия в тендере. По мнению Лесина, подобный подход создаст действительно равные условия для всех участников конкурса. В ответ на подобные инициативы Киселев отзывает письмо о досрочном прекращении лицензии, попутно не отказываясь от создания ООО "ТВ6", намеревающегося участвовать в конкурсе.

Гендиректор ТВ6 аргументировал этот поступок тем, что решение о досрочном отказе от лицензии был правомочен принимать Совет директоров, а не МНВК. Совет директоров, как известно, такого решения не принимал. Нынешнее руководство канала решило аннулировать свое письмо в Минпечати после консультации с юристами компании, которые, как следует из всех комментариев, якобы и указали на данный правовой просчет.

Обращают на себя внимание несколько обстоятельств. Последний шаг Киселев предпринял непосредственно после жестко обозначенной в эфире сразу нескольких негосударственных телекомпаний позиции Бориса Березовского, публично заявившего о юридической несостоятельности документа, предлагавшего отозвать лицензию. "Представьте себе на секундочку: собственник доверил управляющему завод. Управляющий сказал: мне не нравится собственник – и обратился к министру с просьбой, чтобы завод переписали на его имя. Вы понимаете, что это нонсенс?" – разъяснял "нестыковочку" опальный "олигарх" в субботу в "Гласе народа". Нескрываемое раздражение Бориса Абрамовича вполне объяснимо: в буквальном смысле росчерком пера его навсегда разлучали с собственным информационным ресурсом, причем с согласия тех самых людей, которых он в свое время приютил. В воскресных "Итогах", а еще раньше в "Гласе народа" из уст журналистов телеканала, конечно, прозвучали слова о "тяжелом выборе", или даже "не совсем морально чистом решении" (интерпретация Киселева). Однако Березовскому от этих слов проку мало. Хотя и предложить ничего взамен, по крайней мере публично, он явно не мог: альтернативой какой-никакой сделки с властью для сотрудников ТВ6 могло стать только закрытие канала "под ключ" с рассеиванием его коллектива на просторах рынка тележурналистики.

Следует ли воспринимать вчерашний шаг Киселева как следование позиции, заявленной Березовским? Ответ не так прост, как кажется. По нашим сведениям, юридической нечистотой процедуры отзыва лицензии могла бы воспользоваться компания "ЛУКойл-гарант". Источники "Yтра" в компании "ЛУКойл" утверждают, что там весьма недовольны развитием событий, в которых нефтяному гиганту явно отведено место мавра, сделавшего свое дело. Михаил Лесин то и дело повторяет, что не видит будущего в связке "ЛУКойл"–ТВ6 в плоскости отношений инвестор–работник. С другой стороны, "ЛУКойл" уже доказал свою способность дожать закон и вряд ли откажется сделать это вновь. Тем более что сценарий, заготовленный Лесиным, может быть не по душе т.н. "чекистам", в свою очередь претендующим на информационные ресурсы и имеющим свои рычаги влияния на тот же "ЛУКойл".

Минпечати отреагировало на второе письмо в свой адрес недоуменной репликой, заявив о "разрушении наметившегося позитивного процесса выхода из кризиса", а заодно поставив под сомнение "саму способность журналистов и действующего менеджмента МНВК вести конструктивный ответственный диалог и осуществлять эффективную хозяйственную деятельность". Эта реакция свидетельствует о том, что Лесин все же усмотрел в действиях Киселева "руку Березовского", а не простое недоверие к воле власти поддержать журналистский коллектив. Киселев же делал всё, чтобы продемонстрировать это недоверие как свой главный аргумент. Если дело в недоверии, Лесин с Киселевым, может быть, еще смогут договориться. А если в очередной хитроумной комбинации Бориса Березовского, ищущего собственный выход из ситуации, история кончится для журналистов ТВ6 плачевно. Тем более что президент уже рассказал всему миру, как правильно они поступили, отобрав у самих себя лицензию... Увы, как показывают события минувшей ночи, намек на то, что ситуация будет развиваться во втором направлении, сделан более чем ясный. Вслед за судебными приставами, требовавшими от Лесина отключить сигнал ТВ6, последовали невнятные комментарии министра печати – и смена привычной телекартинки на неумолимую цветную "таблицу" прямо в начале "Соловьиной ночи". Лесин сдержал слово: черного экрана действительно нет. Будут ли зрители до объявления итогов конкурса созерцать одну лишь "таблицу", или канал все-таки наполнится привычным для миллионов зрителей содержанием, покажут уже ближайшие сутки.

Выбор читателей