Кто-то мертвый там лежал...

Неожиданно-странное кино культового француза Бенекса для любителей свежего воздуха. Со времен "Дивы" мало что изменилось – перед нами по-прежнему стильное и психотическое зрелище

Приключения трупа (Mortel Transfert)
Франция, 2000
Режиссер: Жан-Жак Бенекс
В ролях: Жан-Юг Англад, Элен де Фужероль, Мики Манойлович


Жан Жак Бенекс, классик новейшего французского кинематографа и один из составляющих триаду BBC (не радио, конечно, а культового режиссерского трио Beineix – Besson – Carax), снял очередное арт-хаус-кино. Типа не для всех.

В русском переводе фильм назван "Приключения трупа", хотя на самом деле зовется психоаналитическим термином "Смертельный трансферт" (Mortel Transfert). Все, конечно, в курсе, что трансферт – это когда доктор принимает на себя переживания пациента и, таким образом, сам срочно начинает принимать участие в "игре". Мишель Дюран (Жан-Юг Англад), собственно, этим профессионально и занимается, можете себе представить?

Одно время, надо признаться, я была подвержена легким приступам меланхолии, обычно беспричинной, но – любая патология начинается с малого – причины стали обнаруживаться, как если всматриваться и всматриваться в узоры на скатерти... Если вы меня понимаете... В один день я поняла все причины окружающего мира, и тогда лучшие друзья решили – пора.

Они наперебой, с той страстью, которую невозможно удовлетворить в мире счастливых и ухоженных людей, стали предлагать мне наивернейшие средства восстановить душевное равновесие и физический покой. Поскольку и руки мои к тому времени уже неоднократно роняли дорогущий паркер, а залитые вином блейзеры я просто скидывала в корзину, не заботясь, как это бывало раньше, о доминирующем количестве свежего белья над двухнедельным.

Варианты были более чем оригинальные. Кто-то советовал нажраться в умат, кто-то – взять деньги и свалить на Мальдивы, а одна подруга, видимо, патологически не способная слиться в депрессии с самой собой, просто сказала: "Да забей ты на всю эту туфту". Но ничего не помогало, и ночами я ворочалась, ворочалась, ворочалась в постели, прокручивая в голове события прошедших дней...

Но тут, как говорят, в одно прекрасное хмурое Yтро, когда окна четвертого этажа музея кино так и зовут тебя вниз, вместе с отвратительным жюльеном, а самолеты падают, как голубиный помет в раскрытые форточки, наконец-то прозвучала фраза, коренным образом изменившая весь мир надвигающихся на меня обломков.

Еще один друг, еще один лучший друг присел рядом и, видя пустые шахты моих глаз, аккуратно вынул из моих тонких и холодных пальцев четвертый стакан коктейля. После приобнял, но не сильно, и сказал: "А знаешь, подруга, у меня есть прекрасный знакомый психоаналитик!".

Поверив скорее судьбе, потому что голубь на окне не оставил обычного помета, а самолет красиво развернулся над башнями зоопарка и ушел в сторону Тушина, я таки пошла к психоаналитику. У него под кушеткой, на которую ложатся пациенты, лежал труп.

Доктора звали Жан Жак Бенекс, он был кинематографическим режиссером, обладал кубком "Сезар" за лучший дебют 1982 года – фильм "Дива". И еще кучей разбавителей для глаз и закрепителей для ума (сама придумала).

Итак, звонок мелодично пропел, китайские глаза посмотрели на меня в глазок, и вот – я в покоях целителя душ. Проходите, сказал он, Жан-Юг Англад, и указал на кушетку, под которой покоился труп миловидной клептоманки Ольги Кюблер (Элен де Фужероль), жены какого-то обитателя трущоб с понятиями политика (это тот, который гребет под себя и всех всегда боится, предлагая следовать путем насилия).

Прекрасно. Я развалилась, он запретил мне курить.

Хорошо, сказала я, подошла к столу, на котором между бронзовых пепельниц и чернильниц покоились фотографии, и... сунула толстую желтую ручку себе в карман.

Вообще-то я клептоманка, хотя мой муж дает мне все, что я прошу. Даже боль. Да, да, я хочу, что бы он бил меня, понимаете, доктор. Вот, смотрите, смотрите, здесь… Что вы на это скажете… А сегодня, представляете, он сказал, что я украла у него... Ну, какая разница, сколько миллионов. И начал бить. Я вырвалась и бежала по скользкой лестнице, вперед, к воротам, которые оказались закрыты. Он отнес меня в спальню и сжал мое горло своими руками. Я пыталась сопротивляться, но он был в исступлен...

Часы, как обычно, пробили семь, сеанс окончен, психоаналитик открыл глаза. Эта клептоманка начинает действовать мне на нервы. "Всё, мадам". Он поднялся, хрустнул пальцами и еще раз сказал: "Всё, мадам!". Ее рука была холодна, и вообще она была мертва.

Кино началось.

Новый кинотеатр "5 звезд", улица Бахрушина, 25.

Выбор читателей