Кибер-тупик и еще тупее

Русский киберпанк, наш ответ "Матрице". Ой, нет, ребята, как бы ни старались вы простебать компьютерные технологии, видно – завидуете им по самое "не балуйся"...

Иван-дурак
Россия, 2001
Режиссеры: Александр Дулерайн, Сергей Корягин
В ролях: Инна Колосова, Сергей Корягин, Борис Юхананов, Олег Хайбуллин, Глеб Алейников, Нина Русланова


Вообще-то следовало назвать все это революцией, но с заменой нескольких букв. Чтоб получилась поллюция. Когда мальчики просыпаются со странным ощущением неизвестного, но познанного. Хоть и не закрепленного. И с девочками происходит что-то в этом роде, но не так экспрессивно...

Комиксы про Ивана давно уже существуют. Большие – на городских наружных щитах, маленькие – в книжечках, прилагающихся к просмотру. Но просмотра – не надо, ограничьтесь малым, друзья, вам же лучше будет. Мне казалось, что времена сиквелов "Ну погоди!" канули в Лету. Однако они до сих пор упорно воскресают из мертвых, лукаво толкая неплохих в общем-то людей на воссоздание эстетики мусора – простите, трэш-авангарда.

Герой должен спасти красавицу, его отец – инопланетянин, ее мозг подключен к компьютеру, а компьютер управляется доктором Страусом.

Безумный гений г-на Страуса, в миру Бори Юхананова, можно сразу оставить в покое. Поскольку большинство современных пятнадцатилетних, прожигающих глаза в ночных или игровых клубах, это имя никак не воспримет. Да и как его объяснить тинэйджеру, для которого будущее – это то, что будет. Что это не просто отдельные пласты культур – а совокупность всего этого в нем самом. И если делаешь попытку проскользнуть в голову (или сознание) героя своего времени, будь объективен.

Так, на чем мы остановились?.. Да, безумный доктор Страус намерен всем отравить жизнь – он колдует над клавиатурой компьютера, хотя следовало бы над котлом со змеями и лягушками, и таким способом управляет сознаниями. Включая их в другую реальность и выключая. Втыкая, так сказать, и вытыкая... Одним словом, утверждается, что киберпанк, ни много ни мало, вырос в подмосковных лесах где-то рядом с мухоморами, и все матрицы мира обиженно сосут.

Так вот, дальше... Любовь сильнее, чем реальность, и главный герой, Иван-дурак, влюбляется в полупризрачное существо, которое на поверку оказывается совершенно двинутой девицей, по совместительству душой России, и в которую в параллельно развивающемся сюжете верует секта. Как в сеансе одновременной игры.

Душу России постоянно мучает страус, а секта ходит и верует в нее. Секта, разумеется, не простая; секта цитирует Даниила Андреева и имеет лидера. Лидер (Олег Хайбуллин) изо всех сил артикулирует слова, обнажая несколько рядов крупных зубов, чем исправно гипнотизирует самого себя. Я даже искренне обрадовалась, что его так вставляет. Двухмерный робот с чеширской улыбкой.

А всего бы на пару градусов снизить театральность, выверить резко-экзотические цвета одежд – и действие на фоне берез выглядело бы куда пристойнее. Времена кислотной революции прошли, и сообщество артистов, музыкантов и художников, взращенных движением хиппи, а потом хором ударившихся в медиа-технологии, показывает, как они эволюционировали.

Переваривание постмодернизма у создателей "Ивана-дурака" произошло с ошибкой, метаболизм какой-то случился неполноценный, поэтому его выделение из общего тела фильма болезненно и так гротесково.

Ужасно хочется им крикнуть, как на елке в детстве: "Эй, да не напрягайтесь вы так, Cтраус вон там, за углом. Поджидает с отравленным шприцем в руках. Прыгайте к нам, в зрительный зал, мы вас от него спасем!".

Хотя что это я так ругаюсь, мне нравятся некоторые их слоганы. "Смерти нет. И жизни тоже нет. Любви нет. Ничего нет. Есть тупик. Хочешь, я подарю тебе тупик?" – это доктор Страус спрашивает в какой-то момент у Души России.

Она почему-то отказывается. Хотя в контексте русских кибер-комиксов стоило согласиться. Все равно терять нечего. Был хотя бы тупик.

Ну, а если о главном, то понятно, что это все не больше чем театральная постановка. Причем за слоника из пластмассы уплачено, за кукловода уплачено, за осветителя уплачено – а зрители, дети малые, прижимая платки ко ртам, выбегают вон из просмотрового зала. Я (возможно, по молодости) думала, что и "Авария, дочь мента", и "Маленькая Вера" – не больше чем пережиток тогдашней ситуации, но оказалось, что и сегодняшний автор горазд на подобные упражнения в банальности.

Российское кино по определению не гибкое – ну не в состоянии оно вынырнуть из субкультуры, плохо научилось смешивать интеллектуальную эстетику с массовыми шествиями. Балалайка киберпанку не друг, не товарищ и не брат.

Жалко актеров, раскрутившихся на полную катушку. Они старались, напрягались, играли в кино. А получилось, что кино сыграло ими. И получило за это "bad connection". Причем не в мозг...


С 24 января – "Пять Звезд", с 28 января – "Художественный", с 31 января – "Победа", c 4 февраля – "Зарядье".

Выбор читателей