Вуди и теперь живее всех живых

Загипнотизированный сыщик грабит своих клиентов и соединяется с загипнотизированной возлюбленной среди взрывающихся китайских фейерверков. Вуди Аллен – форева!

Проклятие Нефритового Скорпиона (The Curse of Jade Scorpion), 2001
Режиссер: Вуди Аллен
В ролях: Вуди Аллен, Хелен Хант, Шарлиз Терон

Удивительный, однако, человек этот бруклинский очкарик – не успеешь предаться унынию по поводу его новой, откровенно унылой картины, как неутомимый Аллен выпускает еще более новую – и на этот раз откровенно хорошую. И так каждый год. Фанатик, однозначно. Что самое любопытное – на старости лет Вуди Аллен оказывается способен перестать бесконечно цитировать самого себя и снять простенькое такое жанровое кино. Что-то подобное он уже пытался сотворить в "Мелких мошенниках", но тогда сотворил лишь очередной повод предаться унынию (правда, "Мошенники" – самый удачный в прокате фильм Аллена, но это же не показатель). "Проклятие Нефритового Скорпиона" – совсем другое дело (в прокате, насколько мне известно, провалился, как и прочие хорошие фильмы Аллена).

Вуди Аллен играет некоего С.В.Бриггса – суперстара отдела расследований в страховой компании. Бриггс парень простой – излишними рефлексиями и образованием не обременен (за плечами только автошкола), при этом, как и прочие, более традиционные персонажи Аллена, глубоко погружен в проблему межполовых отношений. Бриггс – откровенный бабник. Причем бабник удачливый. Такой же удачливый он сыщик и душа компании. Но безмятежному существованию Бриггса приходит конец, когда появляется Бетти Энн Фицджеральд (Хелен Хант) – специалистка по управлению. Бетти – дама с феминистскими наклонностями и хорошим образованием. Фицджеральд и Бриггс ненавидят друг друга последовательно и изобретательно, обзываются нехорошими словами, устраивают взаимные мелкие пакости. Но однажды в ресторане артист оригинального жанра, колоритный дядя в тюрбане, покачав перед их глазами блестящей побрякушкой (тем самым нефритовым скорпионом), вводит Бетти и Бриггса в транс, заставляет признаваться друг другу в любви и произносит кодовые слова (для одного – "Константинополь", для другой – "Мадагаскар"). Присутствовавшие при этом друзья и коллеги хохочут, подопытные отказываются им верить, поскольку ничего не помнят, но отныне, стоит услышать кодовое слово, они тотчас теряют волю и становятся послушной игрушкой гипнотизера. Обзывать друг друга нехорошими словами Бриггс и Фицджеральд не перестают, зато теперь их руками злобный маг начинает ломать сейфы богатых клиентов страховой компании.

Если определять жанр – скорее всего из рук Вуди Аллена вышла комедийно-детективная мелодрама. Это очаровательная пародийная стилизация детективных саг 40-х, в которой скукоженный очкарик Аллен нахально занял место импозантного детектива Марлоу. Играет джаз, ездят блестящие авто, мужчины ходят в костюмах и гангстерских шляпах, женщины в чем-то струящемся и облегающем, а все ниточки тянутся в чайна-таун. Среди традиционных персонажей (сексапильная простушка-секретарша, толстомордые "одноклеточные" детективы-конкуренты, озабоченная красавица из высшего общества), говорящих традиционными, штампованными фразами, суетится маленький, нетрадиционный, беспрестанно острящий Вуди. Но острит-то Вуди всегда, причем, как правило, смешно, а вот чтоб еще и крепкий, изобретательный сюжет в фильме присутствовал – это случается несколько реже. В "Мошенниках" истории хватило минут на 15-20, в "Нефритовом скорпионе" с сюжетом всё в порядке. Всё просто замечательно с сюжетом. Может, трюк с гипнотизером и не самого высокого пошиба, но разыгран мастерски, и даже любовная линия в картине вполне убедительна. Любовная линия – это, кстати, еще один пародийный пласт, только на сей раз поводом для иронии стал уже современный сюжет – борьба мачо с феминисткой в офисных интерьерах. И если Аллен в роли мачо, мягко говоря, необычен, то Хелен Хант выглядит пародией на саму себя. Уж таких она самостоятельных тетенек играла-переиграла – хоть недавний ужасняк "Чего хотят женщины" вспомните.

Резюмируя. "Проклятие Нефритового Скорпиона" – очень милый, очень смешной фильм. Слухи о смерти режиссера в Вуди Аллене несколько преувеличены.

Фильм можно увидеть в кинотеатрах "Ролан", "Пять звезд", "МДМ-кино".

Выбор читателей