Мышь в чулке? Оригинально!

В США "облава на покупателей" через Интернет завершилась триумфом: в 2002 году американцев приучили к тому, что без предварительного просмотра веб-сайтов универмагов они в эти универмаги просто не едут

Еще долго после новогодних праздников и всегда с неизменным удовольствием люди обсуждают полученные подарки. Особенно если эти подарки воплотили давние мечты. Недавно я услышал, как девушка говорила подруге: "Парень, с которым я познакомилась в чате, на Новый год от Санта-Клауса прислал мне в красном чулке компьютерную мышку с большим колесиком. Теперь я сижу в Интернете, "чаткаюсь" с ним, и мои пальцы как бы ощущают на колесике его выпуклые бицепсы. Я от этого просто балдею!". Подруга слушала с интересом. Скорее всего, в нашей стране именно так и рождается спрос на те или иные товары, в том числе и компьютерные.

"Облава на покупателя"

В более продвинутых в компьютерном смысле странах покупательский спрос перед Новым годом формировался несколько иначе. "Облава на покупателя" там началась с конца ноября 2001 года и достигла апогея к 24 декабря. В наступившем году сотни миллионов людей оказались в ловушке интернет-торговли: товары с новогодними скидками, заказанные по Интернету в ноябре-декабре 2001 года, многократно увеличили общий оборот электронной торговли.

Интернет-услуги по продаже товаров начинают набирать обороты и в России. Но объемы наших онлайновых продаж, довольно заметно возросших в ноябре-декабре, невозможно сравнивать с тем, что творилось в конце прошлого года в Северной Америке. Там, по оценке исследователей из компании Gartner, предпраздничный объем торговли в онлайне составил более 11,860 млрд. долларов! В Европе уже в конце ноября – начале декабря предпраздничные объемы торговли через Интернет превысили 4 млрд. евро. А во всем западном мире в короткие предпраздничные сроки через Интернет было продано товаров и услуг более чем на 25 млрд. долларов! При этом пользователям предлагались многоступенчатые системы бонусов и скидок.

Как утверждает известный в Америке аналитик торговли в Интернете С.Чан из университета Де Пол (DePaul University) в Чикаго, в прошлом году крупные торговые центры вроде Sears, Marshall Fields, Nordstrom и Macy's пытались именно через Интернет привязать к себе различными льготами новогоднего покупателя. "Люди относятся к веб-сайтам таких центров, – размышляет г-жа Чан, – уже как к чему-то должному. Если они заходят на сайт и не видят там предложений скидок, то такие универмаги навсегда теряют этих покупателей".

Маленькие, да удаленькие интернет-магазины

Для общего сведения сообщу, что в США "облава на покупателей" через Интернет разворачивалась с середины 1990-х годов. Тогда растущую массу клиентов окучивали плодившиеся как грибы после дождя компании dot-coms; на их рекламных баннерах розничные торговцы кратко информировали покупателей о прелестях предложений. К 2002 году американцев приучили к тому, что без предварительного просмотра веб-сайтов универмагов они в эти универмаги просто не едут. И даже гораздо чаще делают теперь покупки в онлайне, нежели в офлайне. А дело в том, что онлайновые магазины продолжают активно прикармливать покупателей скидками.

Так незаметно в торговле наступает эра интернет-магазинов. Масштабы "хищения" у офлайновых магазинов покупателей нарастают именно в период предновогодних праздников. Малый и средний бизнес в американском Интернете начал наступление на покупателя с активной баннерной рекламы товаров больших интернет-магазинов для детей eToys (тут все понятно: на первом месте – семейные ценности!). А что касается, к примеру, маленьких, но очень распространенных в США интернет-магазинчиков для домашних животных Pets.com, то они сегодня переманили почти всех клиентов крупных офлайновых магазинов подобного профиля.

Гиганты офлайновой торговли процветали до тех пор, пока интернет-покупатели получали в онлайновых магазинах меньшую свободу выбора и меньшие скидки. Но сегодня ситуация в западной торговле кардинально изменилась, притом дважды. Теперь под натиском множества небольших онлайновых магазинов прогибаются крупные компании dot-coms, такие как Amazon.com, Yahoo и eBay. Они уступают в нахрапистости и мобильности маленьким, молодым и агрессивным хищникам интернет-торговли. (В России, уставшей от гнета отечественных монополий, олигархов и коррупции, такой вариант электронной торговли вполне подходит для малого и среднего бизнеса.)

Сеть, которая может всё

В западной Сети постоянно появляются все новые сервисы для покупателей. Например, в прошлом году у компании Lands' End появился веб-сайт Landsend.com, на котором дебютировала такая торговая услуга как "цифровой" индивидуальный пошив одежды. Летом посетители веб-ателье могли заказать по своим меркам, например, брюки из легкой ткани всего за 54 доллара. В ноябре-декабре уже пошли более дорогостоящие заказы на умопомрачительные костюмы для Хеллоуина и Рождества. Заказчики посылали по электронной почте свои размеры и пожелания, которые обрабатывались на фабриках по "цифровым лекалам". Затем готовая одежда пересылалась заказчику, притом не позднее чем через две недели после оформления заказа. Все быстро, точно и надежно для клиента. Надо ли говорить, что услуга стала пользоваться большой популярностью? Вот что значит свежая идея!

И еще одно важное, хотя и печальное в своей основе обстоятельство говорит теперь в пользу западных интернет-магазинов. Оно связано с событиями 11 сентября и, как следствие, опасениями американцев посещать торговые центры и универмаги. Теперь они предпочитают делать покупки в онлайновых магазинах.


Полную версию материала можно прочитать в журнале "Планета Internet". Перепечатка только с разрешения редакции "Yтро.RU" и "Планеты Internet ".

Читайте также

Выбор читателей