Россия вышла из моды

Зауважало нас мировое экономическое сообщество, или же Россия вышла из моды – вопрос удовлетворения наших собственных амбиций. Это из той же оперы, что и наше желание срочно вступить в ВТО

Всемирный экономический форум (ВЭФ) заседал в этом году в Нью-Йорке. За 32 года существования за мероприятием закрепилось название "давосский", или даже просто "Давос", однако теперь есть основания полагать, что это прозвище ВЭФу придется поменять. Президент Швейцарии Каспар Филлигер на торжественной церемонии открытия высказал робкую надежду на то, что форум в будущем возвратится в Давос. В ответ губернатор штата Нью-Йорк Джордж Патаки и мэр города Майкл Блумберг решительно пожелали, чтобы ВЭФ поменял прописку. "В Давосе мы покатаемся на лыжах", – утешил Блумберг.

Почему же Америка захотела прибирать к рукам Давос? На этот вопрос ответить нетрудно: она стремится сосредоточить у себя все бразды правления мировой экономикой, среди которых ВЭФ играет не последнюю роль. Некоторые эксперты, правда, отмечают, что Форум теряет былое значение, но вот, скажем, советник президента РФ по экономическим вопросам Андрей Илларионов убежден, что ВЭФ является "уникальным мероприятием", поскольку представляет собой собрание людей, принимающих решения в политике, экономике и бизнесе. "Здесь обсуждается то, что потом находит свое отражение в принятии решений на национальном и интернациональном уровне".

Перенесение встречи в Нью-Йорк именно сейчас тоже не случайно. Оно, хотя официально и объясняется благородным желанием участников поддержать город, пострадавший от террористов, все же имеет под собой и вполне меркантильные соображения. Крупнейший мегаполис таким образом доказал деловому миру, что он не опасен (не опаснее деревеньки в Альпах), ничего не боится и, как и прежде, открыт для бизнеса. А корме того, участники Форума, по самым скромным оценкам, принесли городской казне и сфере услуг около 100 млн. долларов доходов (включая и расходы на еду и проживание антиглобалистов).

На Форум съехались 60 глав государств и правительств, около 1500 представителей деловой элиты мира, 200 академиков, религиозные и общественные деятели, лидеры профсоюзов и целая армия журналистов. В общем, как подметили американские СМИ, "собрались все – от Билла Гейтса до русских олигархов". Вели заседания и выступали с докладами также люди небезызвестные. Например, главный управляющий корпорацией "МакДональдс" Джек Гринберг, сенатор Хиллари Клинтон, южно-африканский президент Тхабо Мбекки, гарвардский профессор Сэмюэль Хантингтон (тот самый, который придумал "конфликт цивилизаций"), финансист Джордж Сорос, бывший мэр Нью-Йорка Рудольф Джулиани и директор офиса внутренней безопасности США Том Ридж.

Однако в целом от нью-йоркской встречи не ожидали многого: "На правильно поставленные вопросы нет пока однозначных ответов", – уверяют эксперты. Характерно и то, что состоявшийся форум был довольно тревожным по содержанию, но проходил в достаточно спокойной обстановке. Вот что пишет по горячим следам встречи "Нью-Йорк таймс": "Еще совсем недавно влиятельные политики и бизнесмены собирались на Всемирный экономический форум в Давосе, чтобы поговорить о радужных перспективах, которые сулят новые технологии и беспошлинная торговля, – например, как Интернет может изменить жизнь обитателей индийской деревни, и тому подобное. На этот раз в Нью-Йорке обсуждались куда более прозаичные вопросы: как обеспечить безопасность офисов, как уберечь химические предприятия и биологические лаборатории и как наилучшим образом бороться с террористами. В одной из комиссий форума обсуждался вопрос: вправе ли США нанести бомбовый удар по штаб-квартире частной арабской телекомпании "Аль-Джазира", если выяснится, что та оказывает поддержку террористам". На фоне такой повестки дня даже антиглобалисты притихли: они вели себя на редкость тихо и мирно, да и силы, в сопоставлении с нью-йоркской полицией, были неравные.

Итак, тон собранию задавала проблема терроризма и, соответственно, вытекающие отсюда аспекты деятельности антитеррористической коалиции, а также безопасности всего и вся. Ключевая тема была обозначена как "Лидерство в хрупкие времена: видение общего будущего". Впрочем, отдали дань и традиционным для давосских встреч вопросам о роли бизнеса, правительств и гражданского общества в условиях глобализации.

Какое-то время посвятили, конечно, и вопросам охраны окружающей среды, проблеме сужения разрыва между богатыми и бедными странами мира, но они занимали участников Форума куда меньше, чем на предыдущих встречах. Сокращено было количество заседаний и семинаров по фондовым рынкам, экономике и технологиям, хотя в прежние годы они превалировали. Удивили в этом году новые, порой неожиданные темы. Например, семинары "Война торговле наркотиками", "Искусство управления стрессом" и даже "Танец и разнообразие".

Но танцы танцами, а форум-то экономический. Даже за антитеррористической риторикой и проблемами собственной безопасности об этом никто не забыл. Экономическая тема развивалась следующим образом. Форум, по мнению "Нью-Йорк таймс", начался "с очень разумного обсуждения двух вопросов: последствия разрушительных терактов и жалобы небольших групп вполне трезвых демонстрантов, собравшихся под дождем на Парк Авеню, на то, что миллионы людей оказались выброшенными за пределы новой глобальной экономики". При этом участники конференции постоянно повторяли, что глобализацию не остановить, что "каждый, кто старается остаться в стороне, проигрывает", как сказал, открывая собрание, президент Швейцарии Каспар Филлигер. При этом он добавил, однако, что две трети мирового населения пока не смогли воспользоваться ее плодами, и что "для того, чтобы решить общемировые проблемы, необходимо укротить потенциал роста глобализации". Однако дискуссии по гуманитарным проблемам глобализации не получилось – это сейчас не модно.

Американские газеты отслеживают по заседаниям ВЭФ моду современного экономического мира. В моде сейчас, безусловно, все, что направлено на борьбу с терроризмом и на обеспечение безопасности, а также глава переходного правительства Афганистана Хамид Карзай. Вышли из моды Китай и Россия. Обозреватели отмечают, что о первом на сей раз почти совсем не вспоминали, а второй был посвящен лишь один семинар. Из выступления Михаила Касьянова американские СМИ упомянули лишь тот фрагмент, в котором он предсказал, что Ирак пустит к себе инспекторов ООН. Остальное не вызвало интереса. Почти не проявили себя японцы, в былые годы приезжавшие большим контингентом и доказывавшие, что у них вот-вот начнется экономический подъем. Теперь всем и так понятно, что подъем у них будет не скоро. "Зато Америка была в моде, поскольку главы европейских и азиатских корпораций ждут ее экономического подъема, в надежде на то, что он вытянет за собой и экономики их стран", – пишет "Филадельфия эмпайер".

Тема перспектив американской экономики волновала практически всех и едва ли не больше, чем тема терроризма. Разъяснения американских экспертов лишь разожгли интерес. "Как музыка Вагнера, американская экономика лучше, чем она звучит, – довольно двусмысленно успокоил собравшихся Джекоб Френкель, президент банка "Меррил Линч". – Мы увидим значительный подъем в экономике США во второй половине этого года, и она потянет за собой остальной мир". По мнению Стивена Роуча, главного экономиста банка "Морган Стэнли", основные показатели выглядят неважно и спад усилится весной. Министр финансов США Пол О'Нил выразил уверенность в скором выходе американской экономики из периода рецессии и в устойчивости экономической системы США. По его данным, несмотря на все негативные последствия терактов 11 сентября, после подведения окончательных итогов показатель экономического роста в четвертом квартале 2001 года может достичь 0,8%. "У экономики США существует потенциал ежегодного роста на уровне 3-3,5% на протяжении неограниченного периода", – отметил министр.

Ну, а Россия, стало быть, вышла из моды? Спорный вопрос. Хотя России и уделили так мало внимания на Форуме и в СМИ, но у ее представителей сложилось твердое убеждение, что деловой мир, напротив, нас зауважал. И не только за большой (на фоне мировой рецессии) экономический рост. Как заявил по итогам форума Андрей Илларионов, "мир внезапно осознал, что Россия становится не только вторым в мире поставщиком нефтепродуктов после Саудовской Аравии, но и первым в мире экспортером энергоресурсов с учетом экспорта российского газа". А это означает, как минимум, изменение традиционного представления об энергетическом рынке, сложившегося после Второй мировой войны, а также о той роли, которую на этом рынке может играть Россия.

Впрочем, зауважало нас мировое экономическое сообщество, или же Россия вышла из моды – это, в конце концов, вопрос удовлетворения наших собственных амбиций. Это из той же оперы, что и наше непреодолимое желание срочно вступить в ВТО, преобразовать "большую семерку" в "восьмерку" и утвердить многополюсный мир. Это наше представление о себе. В объективной реальности мир занят проблемами, зачастую совершенно не связанными с Россией. Однако если Россия действительно сможет утвердиться в лидерах на энергетическом рынке (развивая свой ТЭК и соответствующую экспортную инфраструктуру), то весь этот мир вынужден будет воспринимать нашу страну уже несколько иначе, чем сейчас. Энергоресурсы не выходят из моды.


Фото AP © 2002 Associated Press

Выбор читателей