Ватикан врастает в российскую почву

Святой Престол изменил статус своих "владений" на территории России, сделав их полноценными епархиями, входящими в митрополию. За разъяснениями "Yтро" обратилось к новому католическому митрополиту Тадеушу Кондрусевичу

В 20-х числах февраля в Москву приезжает высокопоставленный чиновник Ватикана Вальтер Каспер, который должен будет обсудить с Московской Патриархией наиболее острые проблемы соперничающих конфессий. В преддверии этого ответственного визита Ватикан вчера предпринял шаг, который, несомненно, негативно скажется на ходе переговоров. Святой Престол изменил статус своих "владений" на территории России, сделав их полноценными епархиями, входящими в митрополию. За разъяснениями "Yтро" обратилось к новому католическому митрополиту Тадеушу Кондрусевичу.

"Yтро": Ваше Высокопреосвященство, чем продиктована необходимость нынешнего решения Ватикана учредить в России митрополию?

Тадеуш Кондрусевич
Тадеуш Кондрусевич: Все зависит от того, большая или малая церковь, сколько в ней епархий. Например, в Литве сегодня 7 епархий, входящих в 2 провинции, и во главе каждой провинции стоит митрополит. Обычно же митрополия вводится там, где есть три провинции и более. В России уже 11 лет, с 1991 года, существовали четыре апостольские администратуры: в Москве, Саратове, Новосибирске и Иркутске. Сегодня они возведены Святым Престолом в ранг полноценных епископств. Ведь апостольская администратура – суть структура временная. Во всем мире 2500 епархий и только 13 апостольских администратур. Впрочем, сегодня их уже осталось 9. Ничего принципиально нового из этого не следует. Просто временное – оно и есть временное. Помните, у нас в России долгое время был "и.о. генпрокурора"? И все спрашивали: когда же, наконец, появится постоянный? Повышается статус, только и всего.

"Y": И Вы находите, что сегодня самый лучший момент для подобного решения?

Т.К.: Да. Следует понимать, что апостольские администратуры создаются тогда, когда наличествуют сложные политические условия или неблагоприятная атмосфера. Митрополия же создается для координации пастырской деятельности.

"Y": А как же нынешние обвинения Вашей церкви со стороны РПЦ в политике прозелитизма, в попущении экспансии католиков в Украине и т.п.?

Т.К.: Вопрос о храмах в Украине нужно решать в самой Украине, не забывая при этом историческую правду. Что касается прозелитизма, то мы рассматриваем обвинения в этом как нонсенс. Католики признают все те же таинства, что и православная церковь. А ведь именно через таинства человек получает Благодать, необходимую для Спасения. Лично для меня хороший православный много лучше человека, бегающего из одной конфессии в другую. Но, с другой стороны, такому человеку нужно оставить свободу выбора. Свобода совести зиждется прежде всего на достоинстве человеческой личности.

Что касается "канонических территорий", то полноценные католические епархии существовали в границах России уже в XIV веке. Перед революцией 1917 года епископская кафедра находилась и в Петербурге, и в Саратове. В России присутствовала самая большая митрополия в мире – Могилевская, а ее митрополит находился в Санкт-Петербурге. Наше богословие просто не приемлет термина "каноническая территория". Каждый человек сам определяет для себя границу этой территории, которая проходит только по сердцу верующего.

"Y": Ваше Высокопреосвященство, визит Иоанна-Павла II в Россию все еще возможен?

Т.К.: Хотел бы напомнить, что в недавнем интервью польским журналистам президент России сказал, что между Россией и Ватиканом нет никаких проблем. Тут можно поспорить: до сегодняшнего дня не установлены полные дипломатические отношения между двумя государствами, в России есть только представитель Ватикана, нунций. Президент заявил, что он готов в любой момент пригласить Папу. Я на прошлой неделе был в Санкт-Петербурге, и там мне тоже намекали, что на следующий год, в год 300-летия города, мэрия была бы не прочь увидеть у себя в гостях Папу, что только бы придало празднику значимость. Папа же хочет, чтобы этот визит был полноценным, чтобы состоялась встреча и с главой ведущей конфессии России, православной церкви.

Я возлагаю большие надежды на скорый визит кардинала Вальтера Каспера, намеченный на третью декаду февраля. Каспер является президентом папского Совета по содействию единству христиан. Он будет встречаться с московским патриархатом, и думаю, что многие вопросы, включая вопрос о реорганизации католической церкви в России, будут обсуждаться. Прежде всего Каспер встретится с митрополитом Кириллом и, наверное, с патриархом.

Новый митрополит, несомненно, понимает, что РПЦ, и без того обеспокоенная действиями Ватикана, постарается представить вчерашнее решение как наглядное свидетельство "недружественной" миссионерской деятельности католиков на православных землях. РПЦ отмечает, что заявленных 400-600 тыс. прихожан, якобы образующих российскую паству Святого Престола, на самом деле много меньше. А раз так – цифра эта взята, так сказать, в аванс, на перспективу, которая подразумевает миссионерскую деятельность и соответствующую организацию церкви.

Между тем в самом Ватикане говорят о "техническом характере" статусных реформ. При этом намекают, что римские католики не первыми предпринимают подобные действия: аналогичные меры принял недавно Московский Патриархат в отношении своих православных приходов в Берлине, Вене и Брюсселе.

Выбор читателей