Террор монополий

Террор – это принуждение к чему-либо насилием и угрозой еще большего насилия. Действия РАО "ЕЭС России" по отключению целых городов полностью соответствуют этому определению

Сейчас уже можно говорить с определенной долей уверенности, что борьба клановых интересов со здравым смыслом при обсуждении реформ естественных монополий обернулась капитуляцией здравого смысла перед менеджментом монополий. Попросту говоря, капитуляцией государства. Реформы намечено проводить "задом наперёд" – то есть не по технологической цепочке, начиная с поставщика, определяющего состояние потребителя (т.е. от "Газпрома" к РАО "ЕЭС России" и лишь потом к МПС и ЖКХ), а почти строго в обратном порядке.

Но самое главное, что ни одна из реформ не предусматривает в качестве первого шага обеспечение финансовой прозрачности естественных монополий и аффилированных с ними структур, без чего государство лишается возможности понять устройство объекта реформ и становится игрушкой в руках его менеджмента. В результате государственная политика в отношении естественных монополий объективно и незаметно перенацеливается с интересов общества на интересы руководителей естественных монополий.

После столь позорных уступок правительства уже не вызывала сомнений и его быстрая капитуляция по менее принципиальному вопросу – вопросу роста тарифов. Но никто не ожидал, что третий виток роста тарифов (первый – в мае-сентябре 2000-го, второй – в январе 2001 года) произойдет так быстро.

С 1 июня энергетики вкушают плоды победы Чубайса над правительством в "битве при РАО". ФЭК, проигнорировав позицию нанятых правительством международных консультантов, поднял тарифы электростанций РАО "ЕЭС России" на 10-15%, а тарифы АЭС – на 7%. В нищем Приморье тарифы выросли на 41%, в Татарстане – на 18-40% , а в Амурской области – вообще в 3 раза. Таким образом, в прошлом году электроэнергия в России уже подорожала на 30%, железнодорожные перевозки – на 34%, а цена на газ выросла на 42%.

Но этого показалось мало. И вот перед Новым годом правительство решило сделать еще один царский подарок естественным монополиям. Оно приняло постановление, в котором говорится, что в новом году цены на газ, электричество и железнодорожные перевозки вырастут еще на 35%. И это далеко не предел. "Газпром" пока не принял участие в "пире победителей" только в силу организационных трудностей. Не вызывает сомнений, что после переналадки внутреннего механизма управления он немедленно включится в "тарифную гонку" и "откусит" у своего потребителя – РАО "ЕЭС России" – часть сверхприбылей, полученных от повышения тарифов. Что же касается РАО ЕЭС и МПС, то такой правительственный подарок они считают недостаточным. Остается только убедить в этом премьера Касьянова и министра экономики Грефа, но это, как показывает практика, дело техники. Убеждать единомышленников всегда легко, тем более что, на первый взгляд, есть все основания для такого повышения.

Вообще, в вопросе о тарифах между главами всех монополий наблюдается полное единство, независимо от политических пристрастий и ориентаций. Все стремятся повысить цены, сетуя на тяжелое положение. Однако неплохо бы сначала разобраться, насколько оправдано такое повышение, чем оно чревато для экономики и к каким последствиям может привести в политической сфере.

Жалобы монополистов на тяжелую жизнь, как правило, подкрепляются впечатляющими цифрами. Так, по данным РАО ЕЭС, изношенность оборудования в электроэнергетике составляет почти 60%. Если не финансировать обновление отрасли, с жаром утверждает Анатолий Чубайс, то лет через 10 в России будет свирепствовать разруха и тепловой голод. Тарифы на электроэнергию и транспорт должны-де непременно расти, мы абсолютные рекордсмены по заниженности тарифов и так далее. Это говорит Чубайс, приводя в пример Украину, Армению и Казахстан. При этом он почему-то забывает сказать, что на Украине и в Армении, в отличие от России, практически нет энергоресурсов. Впрочем, помнится, так же горячо Чубайс уверял общественность, что брать деньги в долг у Запада – это: a) совсем не опасно, б) очень современно и цивилизованно и в) иного выхода у нас просто нет. Что из этого получилось, хорошо известно каждому.

Не лучше ситуация и в МПС. Износ основных производственных фондов на железных дорогах – более 45%, треть вагонного парка выпущена еще до 1973 года и не соответствует нормативам. По данным аналитической программы "P.S.", монополисты уже подсчитали, что для полного счастья в течение ближайших пяти лет в РАО ЕЭС надо вкачать порядка 570 млрд. рублей, а в МПС и того больше – 775 млрд., причем оспорить эти цифры практически невозможно. В бухгалтерии абсолютно непрозрачных естественных монополий без прокурора не разберешься, а потому повышать тарифы – все равно, что выбрасывать деньги на ветер. Нет никакой гарантии, что наши денежки пойдут по назначению, а не на какие-то странные цели, считает бывший замминистра энергетики Виктор Кудрявый.

По его словам, "три года нахождения у власти в РАО ЕЭС команды Чубайса привели к тому, что сбор денежных средств вырос в три раза, а к прошлой зиме запасы топлива упали на 30%. Потому что громадное количество средств ушло от основного вида деятельности". По мнению экспертов, жалобы монополий на то, что государство их раздевает – это блеф. Резервы, конечно, есть. Подсчитано достаточно точно, что за все время так называемых реформ из России сбежало от 300 до 500 млрд. долларов. Надо полагать, что львиную долю этой суммы составляют деньги естественных монополий, хотя бы потому, что на них приходится до 60% нашего экспорта.

По мнению теле-аналитика Алексея Пушкова, непрозрачность РАО ЕЭС и МПС дает возможность монополистам безнаказанно отвлекать значительные средства на покупку недвижимости, что имеет весьма далекое отношение к их основной деятельности. РАО ЕЭС, которое якобы едва сводит концы с концами, при этом тратит деньги на покупку нефтяного дома, РЕН-TV, страховой компании. Об этом еще в июле говорил президенту в личном письме мэр Москвы Юрий Лужков. И это в то время, когда "синдром Приморья" охватил уже полстраны... Да и половина прошлогоднего бюджета МПС ушла на становление коммерческой компании "Транстелеком". Еще 800 тыс. долларов вложены в строительство Бурейской ГЭС. (Для справки заметим, что Бурейская ГЭС – это известный долгострой, кладбище финансов, превратившееся в нечто вроде финансовой прачечной). Более миллиарда рублей утекло на присвоение железнодорожной торговой марки ярославской хоккейной команде "Торпедо", которая теперь забивает голы под флагом ведомственного клуба "Локомотив".

Именно повышение тарифов на услуги естественных монополий дает наибольший вклад в инфляцию – примерно четвертую часть от общего повышения цен. И первое, что съедят естественные монополии в результате подорожания своих услуг, – это повышение доходов бюджетников и пенсионеров. А потому независимые эксперты дают мрачный прогноз: все равно за это повышение тарифов придется расплачиваться населению. Бюджет потеряет часть прибыли, конечные производители потеряют инвестиции, а населению придется дороже платить за все. И если пойти на поводу у естественных монополий, то инфляция в следующем году будет не менее 20%.

Конкретные графики повышения тарифов пока не определены, это будет сделано после того, как правительство рассмотрит и утвердит инвестиционные программы каждой естественной монополии. Однако пока все идет по сценарию монополистов, поскольку они очень влиятельны в нынешнем правительстве.

Пока РАО ЕЭС и МПС остаются абсолютно непрозрачными структурами, вопрос о повышении тарифов выглядит преждевременным. Пускай новые тарифы необходимы – но сначала надо разобраться, куда все же пойдут деньги. Да и с самими монополистами не мешало бы разобраться тоже. Тем более что тема борьбы с коррупцией опять выходит на первый план.

А пока идут разговоры, РАО "ЕЭС России" под шумок намерено в течение 4-5 лет повысить тарифы еще в 2-2,5 раза – в среднем на 20% в год. Стремясь оправдать это, ФЭК требует роста внутренних тарифов на газ в 2,4 раза за то же время. Все это превращает разговоры реформаторов о снижении инфляции в безответственный треп. Правительству не удастся удержать ни темпов роста экономики, ни приемлемую инфляцию. Когда это станет очевидным, президент, как уже было дважды, публично изумится: с чего это у нас так растут цены? После чего инфляция на бумаге действительно резко замедлится, но легче от этого никому, кроме экономических аналитиков, не станет.

И хотя на самом деле рост инфляции будет спровоцирован действиями Федеральной энергетической комиссии и Министерством по антимонопольной политике, отвечать за нее придется Минфину, который будет действовать в рамках своих функций, что, естественно, обернется лишь новым витком стерилизации рублей в бюджете за счет недофинансирования обещанных расходов. Эта "экономия" наложится на сокращение расходов из-за снижения мировой цены на нефть и налоговой реформы. По оценкам Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, для консолидированного бюджета это сокращение составит 4,0-4,8% ВВП, или 13,7-16,5% от уровня 2001 года, а для федерального – 1,7-2,4% ВВП, или 10,2-14,5% от 2001 года.

Спад расходов наложится на рост тарифов, кумулятивно усиленный "реформой" ЖКХ. Население окажется между молотом и наковальней: резкий рост тарифов, что бы нам ни рассказывали о компенсациях, в целом будет сопровождаться сокращением доходов (в том числе неявных, носящих характер скрытых субсидий), связанных с бюджетной системой. По мнению Михаила Делягина, в результате мы получим рост неплатежей и широкомасштабных отключений, что помимо техногенных катастроф может привести к проникновению энергетического террора и шантажа из экономической в политическую сферу.

Как известно, шантаж – это принуждение к чему-либо под угрозой, а террор – это принуждение к чему-либо насилием и угрозой еще большего насилия. Действия РАО "ЕЭС России" по отключению целых городов полностью соответствуют этому определению.

При массовых неплатежах руководство РАО "ЕЭС России" сможет в обмен на отсрочку отключений диктовать губернаторам и предпринимателям ту или иную линию политического поведения. Это сделает ничтожным пресловутый "административный ресурс" Кремля, и страна будет управляться не государством, а энергетиками – под страхом лишения тепла и света.

Это реальные перспективы уже следующего сезона выборов, и наполеоновские планы по превращению СПС в правящую партию, а Чубайса – в президента страны выглядят не безумием, а логическим продолжением экономической политики правительства России.

Выбор читателей