Свиная грудинка против нефти

Падение экономики США сказалось на объеме промышленного производства страны, на величине спроса на продукцию высоких технологий и т.д., но гастрономические пристрастия американцев не претерпели существенных изменений

Чем сильнее спад в крупнейших экономиках мира, тем сильнее его воздействие на все мировое хозяйство. Свернуть наполеоновские планы насчет будущего безграничного развития придется даже тем, кто недавно удивлял мир бурным ростом ВВП, происходящим благодаря взлету цен на экспортируемое сырье. Замедление экономики развитых стран неминуемо ведет к ухудшению хозяйственной конъюнктуры в государствах, зарабатывающих себе на хлеб насущный за счет экспорта сырьевых товаров.

Еще полтора года назад падение нефтяных цен казалось практически невероятным. Заглушка на потоки "черного золота", поставленная странами-участницами ОПЕК, привела к тому, что цены на энергоносители взмыли вверх, а поток нефтедолларов оживил экономики нефтеэкспортеров. Нельзя не отметить, что замедление или снижение темпов развития США, Западной Европы и Японии стало происходить на фоне весьма существенного падения цен на большинство сырьевых товаров. Вместе с тем, весь этот нефтедолларовый рай через некоторое время может сказаться на развивающихся странах, причем более значительно, чем спад на основных мировых экономических аренах.

Ситуация на рынке энергоносителей развивается, пожалуй, наиболее драматично. После возобновления торгов на Нью-йоркской товарно-сырьевой бирже вслед за терактами в США цена на главный мировой энергоноситель снижалась даже на 35%. Такой резвой смены тренда на рынке не видели уже давно. Этот "разворот" может иметь весьма серьезные последствия не только для крупнейших нефтяных компаний, но и для целого ряда государств. Дело тут не столько в самих темпах падения, ведь цена какого-нибудь риса в прошлом году снизилась даже более значительно, чем нефти-сырца. Однако в мире не так много стран, благосостояние которых определяется торговлей рисом, в то время как нефть является основным мировым товаром, определяющим ход экономического развития целого ряда мировых государств. Продажа "черного золота" не только составляет существенную долю доходов многих африканских, латиноамериканских, ближневосточных и других стран. Благодаря нефти многие страны просто физически существуют. На нефтяных доходах держится правящая элита, формируется сама суть этих государств.

В какой-то мере можно сказать, что нынешняя ситуация на рынке сырой нефти является даже оптимистичной для биржевых "быков". Во всяком случае, пока есть сила, способная обуздать рыночную стихию и направить рынок в нужное русло. Речь в данном случае идет об ОПЕК. Именно благодаря этой организации все нефтеэкспортеры мира могут смотреть в будущее с относительным оптимизмом. Во всяком случае, мы видим, что произошло с ценами многих других товаров, устремившихся вниз в прошлом году именно из-за отсутствия картеля, выполняющего регулирующую функцию. Например, отсутствие своего ОПЕК у крупнейших продавцов натурального газа заметно сказалось на рынке этого энергоносителя: с начала 2001 года цена на него снизилась пятикратно. И если бы крупнейшие мировые экспортеры риса организовали свой картель, то его цена вряд ли упала бы в прошлом году в 2 раза.

С другой стороны, нельзя не отметить, что целый ряд товаров явно не теряет своей популярности на рынке. Прежде всего это касается драгоценных металлов. Как обычно, фундаментальной причиной роста цен на золото стал банальный человеческий страх. В нашем случае – страх потери собственных денег. Когда экономика не растет, а инфляция надвигается, многим дарит счастливое ощущение стабильности поглаживание заветного золотого слитка. Правда, со временем таких людей становится все меньше, ведь куда легче и доходнее вкладывать дензнаки в облигации наиболее развитых стран. Так что сегодняшний небольшой подъем цен на рынке золота – это лишь всплеск на фоне бесконечно долгого падения.

Одной из немногих категорий товаров, которая пользуется на биржевом рынке все возрастающим спросом, является пищевая продукция. Падение экономики США сказалось на объеме промышленного производства страны, на величине спроса на продукцию высоких технологий и многих других вещах, но гастрономические пристрастия американцев не претерпели существенных изменений. Скорее даже наоборот. Такие популярные биржевые товары как свиная грудинка (бекон) и апельсиновый сок за прошлый год увеличили свою стоимость на 10-20%. Однако нельзя не отметить, что и здесь рост был весьма фрагментарным.

Ухудшение конъюнктуры на товарно-сырьевых биржах не замедлит сказаться на экономике многих развивающихся стран, особенно тех, чей экспортный потенциал зависит от небольшого числа наименований продукции. Наиболее сильно ухудшение конъюнктуры почувствуют экспортеры энергоносителей и сырья производственного назначения.

Конечно, продажей сырья не брезгуют сегодня даже сильные мира сего. США до сих пор остаются крупным экспортером угля и много чего другого. Однако зависимость экономики США от падения цен на товарно-сырьевых биржах не всегда прямо пропорциональна. Дешевое сырье и энергия в конце 2001 года здорово помогли Штатам снизить инфляцию и запустить с новыми силами производственный маховик. Дешевое сырье в какой-то мере играет ту же роль, что и снижение процентных ставок. Причем не факт, что доклад председателя ФРС Алана Гринспена о снижении процентной ставки на 0,5% оказывает больший реальный эффект на рынок, чем падение цены нефти на 5$/баррель.


С другими аналитическими материалами, посвященными вопросам мировой экономики, вы можете ознакомиться на сайте Globalstock.ru.

Выбор читателей