Дюма для самых маленьких

"Граф Монте-Кристо" – один из наиболее любимых киносценаристами романов Дюма. Числом экранизаций (более 30) он уступает лишь еще сильнее набившим оскомину "Трем мушкетерам"

Граф Монте-Кристо (The Count of Monte Cristo) США, 2002
Режиссер - Кевин Рейнолд
В ролях: Джеймс Кевайзел, Гай Пирс, Генри Кевелл, Дагмара Доминжик, Джеймс Фрейн, Ричард Харрис

Понятно, что невозможно уместить в два с небольшим часа экранного времени знаменитый роман Дюма-отца в шести частях и проследить все его хитросплетения, но сценарист Дж.Волперт умудрился не только опустить большую часть книги, но и добавить много своего. Если первая часть еще хоть как-то узнаваема, то вторая - полностью плод фантазии сценариста.

Соперник Эдмона Дантеса Фернан из бедного рыбака почему-то превращается в сына богатого горожанина и вместе с главным героем путешествует на корабле, тогда как по книге он находился рядом с невестой Эдмона во время его отсутствия. Зачем-то выдуман побег Дантеса по дороге в тюрьму, попытка укрыться в доме Фернана, который и сдает несчастного солдатам.

Мерседес предстает эдакой легкомысленной особой, вышедшей замуж за Фернана, чтобы скрыть свою беременность, а их сын с легкостью предает того, кто его вырастил, узнав о том, что богатый граф - его настоящий отец.

Можно еще очень долго перечислять неточности и несоответствия, но я больше не буду испытывать ваше терпение. Беда в том, что фильм, хотя и заявлен как снятый по мотивам романа Дюма, не передает главной идеи книги. Если вы читали роман, то наверняка помните, что граф не просто убивает тех, кто обрек его на лишения, но и заставляет своих врагов страдать так, как страдали он сам и его умерший от голода и тоски по сыну отец. Он плетет интриги, создает безвыходные для врагов ситуации, и в то же время мучается вопросом, имеет ли он моральное право на месть…

В кино же граф - некий симбиоз д'Артаньяна и Робина Гуда. Он ловко орудует шпагой и разит ею недругов. Невольно возникает мысль: если создателям фильма так хотелось продемонстрировать искусство фехтования, почему они не сняли очередных "Трех мушкетеров"? Сюжет не нов, но многочисленные драки на шпагах смотрелись бы уместнее.

Happy end в лучших традициях американских "боевиков" просто шокирует. Воссоединившееся семейство в составе графа, Мерседес и того, кто совсем недавно считался сыном Фернана, весело скачет по лужайке перед замком Иф.

Не очень понятно, зачем вообще в который раз возвращаться к набившему оскомину сюжету и писать сценарий по столько раз обыгранной схеме. Несправедливое обвинение, потеря близких, тюрьма, из которой чудом удалось сбежать, свалившееся с неба богатство, месть врагам, благодарность тем, кто помог в трудную минуту. Ведь это уже столько раз было. По той же схеме, например, построен фильм If tomorrow comes ("Если наступит завтра") по роману Сидни Шелдона, не говоря о предыдущих экранизациях "Графа". С другой стороны, если ежеминутно не сравнивать сценарий с книгой, которую в Америке многие и не читали (или читали в сокращенном варианте), то фильм можно один раз посмотреть.

Несмотря на все недостатки сценария, игра актеров безупречна, да и сцены поединков впечатляют. Еще бы им не быть захватывающими при бюджете в $35 миллионов! Но, к сожалению, ни красивые виды, ни хороший актерский состав ситуацию не спасают. Вот чего я точно не стала бы делать, так это включать "Граф Монте-Кристо" в список фильмов, обязательных для просмотра.
Впрочем, с детьми под попкорн, как говорится, потянет.

Фильм можно посмотреть в кинотеатрах "Ролан", "Пять звезд", "МДМ-кино", "Экран", "Аврора", "Художественный".

Выбор читателей