Допинг-контроль убивает большой спорт

Нынешняя Олимпиада показала значительный рост мастерства тех, кто ищет запрещенные вещества в крови спортсменов. При этом и спортсмены, и врачи считают нынешнюю систему допинг-контроля несовершенной

Несмотря на то, что XIX Зимние Олимпийские Игры завершились, продолжают греметь допинговые скандалы, которых на зимних Олимпиадах не было уже 10 лет… до Солт-Лейк-Сити.

Австралийская газета Sydney Morning Herald назвала президента МОК Жака Рогге слепцом после его заявления о том, что эти Игры были лучшими в истории. Автор статьи, припомнив огромное количество скандалов, связанных с нынешними Играми, отметил при этом значительный рост мастерства тех, кто ищет запрещенные вещества в крови спортсменов.

Российская же лыжница Лариса Лазутина, которая была лишена золотой медали в лыжном марафоне, подвергла критике нынешнюю систему проверки спортсменов на допинг. Она считает, что это способствует загниванию спорта, как такового. "Эти правила надо изменить", – считает она.

Итальянка Стефания Бельмондо в целом соглашается с россиянкой. "Я много думала о всех этих допинговых проблемах и об их негативном влиянии на спорт, - говорит она. – Нужно переключить свое внимание с нарушителей на тех, бегает честно". При этом она отметила, что не имеет в виду конкретно Лазутину, а рассуждает глобально. "Я устала от всех этих разговоров о гемоглобине. Это разрушает спорт", - добавляет Бельмондо.

По мнению вице-премьера правительства России Валентины Матвиенко, несовершенство законов МОК и судейство достаточно часто влекут за собой ошибочные выводы. В частности, предстоит в ближайшее время подача протеста в апелляционный суд, который должен рассмотреть и проанализировать результаты допинг-теста у лыжниц Ларисы Лазутиной и Ольги Даниловой на гонке 30 км. Новая система допинг-контроля еще очень несовершенна.

Между тем, шведский врач Стаффан Сальстрэм, председатель компании "Интернешнл допинг-тест энд менеджмент" (ИДТМ), предлагает систему мер, которые, по его словам, радикально уменьшат число спортсменов, применяющих запрещенные стимуляторы. ИДТМ обслуживает международные соревнования, и только в Солт-Лейк-Сити взяла более 700 анализов на допинг. В том числе печально известные пробы – у Йохана Мюллега и Ларисы Лазутиной.

"В мире всего около 30 стран, в которых приняты и действуют антидопинговые программы, – говорит он. – В нынешних зимних Играх участвовали представители 78 стран, а в сиднейской летней Олимпиаде – свыше 190". Не все страны, особенно – восточноевропейские, азиатские и африканские – имеют возможность выработать такие программы, полагает швед.

По его мнению, во-первых имеет смысл увеличить число тестов в промежутках между турнирами и перед соревнованиями. Он предлагает шире распространить принятое в международных федерациях плавания и легкой атлетики правило, обязывающее лидеров в этих видах ежедневно докладывать о своем самочувствии и представлять объяснения, если три дня не появлялся. В противном случае на них налагаются штрафы. С прошлого Чемпионата мира по легкой атлетике, напомнил Сальстрэм, 19 человек так и не получили денежные призы за то, что не представили объяснений о периодах отсутствия или не прошли должное число тестов.

Кроме того, не следует допускать к международным соревнованиям атлетов тех стран, в которых не приняты национальные антидопинговые программы.

По его мнению, также необходимым ужесточить наказание за применение допинга, однако он не является сторонником предлагаемой Гунде Сваном пожизненной дисквалификации. "Два-три года – достаточно, особенно если спортсмен молод и у него есть время осознать свою ошибку. Кроме того, можно отказать нарушителям в праве представлять страну на Чемпионатах мира и Олимпиадах".

Выбор читателей