Привет, "отмытая" Россия!

Теперь говорить о банковской тайне считается практически неприличным – особенно после ироничного замечания президента: "Банковская тайна? А разве она у нас была?"

Уже в первые дни февраля, по словам заместителя председателя Центробанка Виктора Мельникова, банки передали в ЦБ 6,3 Мб информации об операциях своих клиентов. Полученные данные Центробанк передает в комитет по финансовому мониторингу (КФМ), более известный как "финансовая разведка".

Глава КФМ Виктор Зубков полагает, что Россия может быть исключена из "черного списка" FATF уже на пленарном заседании этой организации 19-21 июня с.г. Надежды эти питает письмо, полученное от президента FATF Клери Ло, в котором отмечается прогресс, достигнутый Россией в борьбе с отмыванием денег.

В черный список FATF (Financial Action Task Force on Money Laundering – Международная комиссия по борьбе с отмыванием преступных доходов при Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)) занесены страны, не принимающие эффективных мер борьбы с отмыванием денег. Сегодня в него входят 19 стран и территорий: о-ва Кука, Доминика, Египет, Гватемала, Гренада, Венгрия, Индонезия, Израиль, Ливан, Маршалловы о-ва, Мьянма, Ниуэ, Науру, Филиппины, Россия, Сент-Китс и Невис, Сент-Винсент и Гренадины, Нигерия и Украина. Для кредитной организации, зарегистрированной в стране, против которой введены санкции FATF, существенно затрудняется процедура открытия филиала в государствах ОЭСР. Кроме того, все транзакции с участием банков из такой страны подвергаются жесткому контролю, а нефинансовым организациям ОЭСР рекомендуется проявлять "повышенную осторожность" при работе с партнерами из страны, на которую наложены санкции.

Россия была включена в черный список FATF в июне 2000 года, что поначалу не слишком обеспокоило власти. 24 июня 2001 года эта организация приняла решение оставить Россию в списке, а также указала на возможность введения экономических санкций в случае, если до 30 сентября в стране не будет принят закон о противодействии отмыванию денег. Закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем" до указанного срока был подписан Владимиром Путиным, но еще не принят Думой, поэтому на следующем пленарном заседании, 7 сентября, комиссия вновь решила не исключать Россию из черного списка, но санкции не применять. Упомянутый закон вступил в действие с 1 февраля 2002 года, и с этого момента началась борьба за признание FATF российских усилий.

Уже 8 февраля с.г. российская делегация Госдумы во главе с заместителем председателя Владимиром Лукиным на заседании депутатов парламентов стран Евросоюза, стран – кандидатов на прием в ЕС, а также России, проголосовала за Парижскую декларацию по борьбе с отмыванием незаконных капиталов, еще более жесткую, чем критерии FATF. Хотя данный документ носит рекомендательный характер, он содержит перечень санкций, которые будут приниматься против стран, отказавшихся от сотрудничества в этой области. Среди них – запрет на работу в странах ЕС компаний из таких стран. Меры, предлагаемые Декларацией, таковы, что фактически ликвидируют банковскую тайну и открывают доступ специальных государственных служб к любой информации. Владимир Лукин даже вынужден был отметить возможность противоречия некоторых предложений этой Декларации Всеобщей декларации прав человека и призвал к осторожности.

Вступление в силу закона о борьбе с отмыванием денег ознаменовалось и началом работы КФМ при Минфине, сразу названного финансовой разведкой. Теперь все сделки на сумму свыше 600 тыс. рублей, а также любые другие, показавшиеся банку подозрительными, подлежат обязательной проверке КФМ. Банки обязаны предоставлять информацию о таких сделках в ЦБ РФ в электронном виде до 16 часов следующего рабочего дня, а ЦБ РФ полученные данные передает в КФМ. В случае нарушения банком порядка предусмотрены санкции – вплоть до лишения лицензии и заведения уголовных дел.

Столь крутые меры и размытость критериев, согласно которым сделка может считаться подозрительной, и привели к тому, что банки поспешили вывалить практически всю информацию о своих клиентах. О том, сколько информации передано на сегодняшний день, сведений из ЦБ не поступало, однако, учитывая, что поток рос в геометрической прогрессии, а первые данные на 70% шли из Москвы и Санкт-Петербурга, можно предположить, что финансовой разведке скучать не приходится. А до конца февраля намечены первые проверки ЦБ на предмет выполнения банками требований "противоотмывочного" закона.

Теперь говорить о банковской тайне считается практически неприличным – особенно после ироничного замечания президента: "Банковская тайна? А разве она у нас была?". Тревожатся не только бандиты – те об отсутствии банковской тайны знали и раньше, – но и прочие граждане, взволнованные возможностью получения сведений об их честно заработанных деньгах теми же бандитами. Уверения в абсолютной закрытости информации помогают мало – у нас даже чеченские боевики умудряются выходить из окружения босиком по снегу. Пока не слишком педалируется и тот факт, что создание дорогостоящей системы контроля вынудит банки поднять цену обслуживания – а значит, от борьбы с отмыванием денег пострадают все банковские клиенты. Результатом уже стало резкое уменьшение притока вкладов: к 5 февраля, по данным заместителя директора ФСНП Владимира Сенина, поступления денег в российские банки сократились на 60%.

Несмотря на это, российские власти на достигнутом останавливаться не собираются. Виктор Зубков сразу сказал, что информацию его комитет ожидает не только от банков, но и от страховых, инвестиционных и даже лизинговых компаний. Реакция последовала незамедлительно. Глава департамента страхового надзора Минфина Константин Пылов заявил 12 февраля, что в правительство его ведомством внесены поправки к закону "Об организации страхового дела в РФ". Одна из них предполагает признание страхования жизни, по которому страховщики собирают в год около 140 млрд. рублей и которое до сих пор служило для ухода от налогов, "исключительным видом деятельности" и выделение этого вида страхования в отдельные страховые компании. Профессиональные участники рынка ценных бумаг, не дождавшись от ФКЦБ разъяснений, какие именно деньги им считать "грязными", приступили к разработке собственных рекомендаций для своих членов. 19 февраля такой документ был обнародован НАУФОР, и, по словам руководителей ПАРТАД и НФА, их работа над аналогичными рекомендациями находится в стадии завершения. В частности, профучастникам предлагается идентифицировать и изучать клиентов на предмет их возможного причастия к легализации незаконных доходов. При этом брокеры должны будут "выявлять и сообщать о необычных (подозрительных) сделках". Особо пристальное внимание рекомендовано уделять мониторингу операций клиентов, отнесенных к группе "высокого риска", хотя кого причислять к этой категории, пока непонятно. Если исходить из того, что глава финансовой разведки считает необходимым для минимизации вывоза капитала за рубеж подчинить своему комитету и валютный контроль, можно ожидать новых инициатив – например, со стороны фирм, регистрирующих оффшоры.

Надо заметить, Виктор Зубков признает, что перекрыть все каналы по "отмыву" капиталов нереально, но надеется, что в результате предпринимаемых усилий делать это будет дорого и сложно. Правда, вряд ли слишком опасно: так, по мнению Владимира Сенина, приговоры судами по таким делам выносятся либо условно, либо предполагают заключение на два-три года.

Будут ли предпринятые Россией усилия признаны FATF достаточными для исключения из черного списка? Лихтенштейн, попавший в список вместе с нашей страной в 2000 году, за несколько месяцев сумел принять необходимые меры и в июне 2001 года уже покинул его. Однако вопрос в том, что предполагать под "эффективными мерами". Ведь все ответственные правительственные чиновники признают, что эффект борьбы с отмыванием доходов не может наступить в течение короткого срока. Между тем уже в этом месяце эксперты FATF приезжают в Россию, а в апреле группа по мониторингу FATF должна дать свою оценку для июньской сессии. Следовательно, говорить можно лишь о демонстрации усилий, а не об их результативности. То, что работа идет именно в этом направлении, не особенно скрывается. "Мы должны своей работой показать FATF, что движемся в правильном направлении, – заявляет Виктор Зубков и добавляет: – надо показать работу этой системы". Остается надеяться, что FATF удовлетворится нашими "показательными выступлениями", хотя не исключено, что для пущей убедительности уже в ближайшее время финансовой полицией будет обнаружена парочка "грязнуль" среди олигархов.

По оценкам международной консалтинговой фирмы KPMG, ежегодный поток "грязных" денег, отмываемых в мировой финансовой системе, сейчас достигает $600 млрд. KPMG прогнозирует на 2002 год дальнейшую глобализацию процессов финансового регулирования, особенно в вопросах борьбы с отмыванием денег. А следовательно, мировыми державами все меньше будет обращаться внимание на нарушение прав личности при финансовом контроле, все больше будет возрастать давление на страны, входящие в список FATF. В этих условиях российским гражданам не стоит надеяться на деликатность властей: скорее, стоит ждать "закручивания гаек" и постепенного расширения контроля над доходами. Дай-то Бог, чтобы наши жертвы были не напрасны.

Выбор читателей