Курс рубля
- Режим свободного падения: что ждет рубль в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
- Предсказано мощное падение доллара по двум причинам
Глава КФМ Виктор Зубков полагает, что Россия может быть исключена из "черного списка" FATF уже на пленарном заседании этой организации 19-21 июня с.г. Надежды эти питает письмо, полученное от президента FATF Клери Ло, в котором отмечается прогресс, достигнутый Россией в борьбе с отмыванием денег.
В черный список FATF (Financial Action Task Force on Money Laundering – Международная комиссия по борьбе с отмыванием преступных доходов при Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)) занесены страны, не принимающие эффективных мер борьбы с отмыванием денег. Сегодня в него входят 19 стран и территорий: о-ва Кука, Доминика, Египет, Гватемала, Гренада, Венгрия, Индонезия, Израиль, Ливан, Маршалловы о-ва, Мьянма, Ниуэ, Науру, Филиппины, Россия, Сент-Китс и Невис, Сент-Винсент и Гренадины, Нигерия и Украина. Для кредитной организации, зарегистрированной в стране, против которой введены санкции FATF, существенно затрудняется процедура открытия филиала в государствах ОЭСР. Кроме того, все транзакции с участием банков из такой страны подвергаются жесткому контролю, а нефинансовым организациям ОЭСР рекомендуется проявлять "повышенную осторожность" при работе с партнерами из страны, на которую наложены санкции.
Россия была включена в черный список FATF в июне 2000 года, что поначалу не слишком обеспокоило власти. 24 июня 2001 года эта организация приняла решение оставить Россию в списке, а также указала на возможность введения экономических санкций в случае, если до 30 сентября в стране не будет принят закон о противодействии отмыванию денег. Закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем" до указанного срока был подписан Владимиром Путиным, но еще не принят Думой, поэтому на следующем пленарном заседании, 7 сентября, комиссия вновь решила не исключать Россию из черного списка, но санкции не применять. Упомянутый закон вступил в действие с 1 февраля 2002 года, и с этого момента началась борьба за признание FATF российских усилий.
Уже 8 февраля с.г. российская делегация Госдумы во главе с заместителем председателя Владимиром Лукиным на заседании депутатов парламентов стран Евросоюза, стран – кандидатов на прием в ЕС, а также России, проголосовала за Парижскую декларацию по борьбе с отмыванием незаконных капиталов, еще более жесткую, чем критерии FATF. Хотя данный документ носит рекомендательный характер, он содержит перечень санкций, которые будут приниматься против стран, отказавшихся от сотрудничества в этой области. Среди них – запрет на работу в странах ЕС компаний из таких стран. Меры, предлагаемые Декларацией, таковы, что фактически ликвидируют банковскую тайну и открывают доступ специальных государственных служб к любой информации. Владимир Лукин даже вынужден был отметить возможность противоречия некоторых предложений этой Декларации Всеобщей декларации прав человека и призвал к осторожности.
Вступление в силу закона о борьбе с отмыванием денег ознаменовалось и началом работы КФМ при Минфине, сразу названного финансовой разведкой. Теперь все сделки на сумму свыше 600 тыс. рублей, а также любые другие, показавшиеся банку подозрительными, подлежат обязательной проверке КФМ. Банки обязаны предоставлять информацию о таких сделках в ЦБ РФ в электронном виде до 16 часов следующего рабочего дня, а ЦБ РФ полученные данные передает в КФМ. В случае нарушения банком порядка предусмотрены санкции – вплоть до лишения лицензии и заведения уголовных дел.
Столь крутые меры и размытость критериев, согласно которым сделка может считаться подозрительной, и привели к тому, что банки поспешили вывалить практически всю информацию о своих клиентах. О том, сколько информации передано на сегодняшний день, сведений из ЦБ не поступало, однако, учитывая, что поток рос в геометрической прогрессии, а первые данные на 70% шли из Москвы и Санкт-Петербурга, можно предположить, что финансовой разведке скучать не приходится. А до конца февраля намечены первые проверки ЦБ на предмет выполнения банками требований "противоотмывочного" закона.
Теперь говорить о банковской тайне считается практически неприличным – особенно после ироничного замечания президента: "Банковская тайна? А разве она у нас была?". Тревожатся не только бандиты – те об отсутствии банковской тайны знали и раньше, – но и прочие граждане, взволнованные возможностью получения сведений об их честно заработанных деньгах теми же бандитами. Уверения в абсолютной закрытости информации помогают мало – у нас даже чеченские боевики умудряются выходить из окружения босиком по снегу. Пока не слишком педалируется и тот факт, что создание дорогостоящей системы контроля вынудит банки поднять цену обслуживания – а значит, от борьбы с отмыванием денег пострадают все банковские клиенты. Результатом уже стало резкое уменьшение притока вкладов: к 5 февраля, по данным заместителя директора ФСНП Владимира Сенина, поступления денег в российские банки сократились на 60%.
Несмотря на это, российские власти на достигнутом останавливаться не собираются. Виктор Зубков сразу сказал, что информацию его комитет ожидает не только от банков, но и от страховых, инвестиционных и даже лизинговых компаний. Реакция последовала незамедлительно. Глава департамента страхового надзора Минфина Константин Пылов заявил 12 февраля, что в правительство его ведомством внесены поправки к закону "Об организации страхового дела в РФ". Одна из них предполагает признание страхования жизни, по которому страховщики собирают в год около 140 млрд. рублей и которое до сих пор служило для ухода от налогов, "исключительным видом деятельности" и выделение этого вида страхования в отдельные страховые компании. Профессиональные участники рынка ценных бумаг, не дождавшись от ФКЦБ разъяснений, какие именно деньги им считать "грязными", приступили к разработке собственных рекомендаций для своих членов. 19 февраля такой документ был обнародован НАУФОР, и, по словам руководителей ПАРТАД и НФА, их работа над аналогичными рекомендациями находится в стадии завершения. В частности, профучастникам предлагается идентифицировать и изучать клиентов на предмет их возможного причастия к легализации незаконных доходов. При этом брокеры должны будут "выявлять и сообщать о необычных (подозрительных) сделках". Особо пристальное внимание рекомендовано уделять мониторингу операций клиентов, отнесенных к группе "высокого риска", хотя кого причислять к этой категории, пока непонятно. Если исходить из того, что глава финансовой разведки считает необходимым для минимизации вывоза капитала за рубеж подчинить своему комитету и валютный контроль, можно ожидать новых инициатив – например, со стороны фирм, регистрирующих оффшоры.
Надо заметить, Виктор Зубков признает, что перекрыть все каналы по "отмыву" капиталов нереально, но надеется, что в результате предпринимаемых усилий делать это будет дорого и сложно. Правда, вряд ли слишком опасно: так, по мнению Владимира Сенина, приговоры судами по таким делам выносятся либо условно, либо предполагают заключение на два-три года.
Будут ли предпринятые Россией усилия признаны FATF достаточными для исключения из черного списка? Лихтенштейн, попавший в список вместе с нашей страной в 2000 году, за несколько месяцев сумел принять необходимые меры и в июне 2001 года уже покинул его. Однако вопрос в том, что предполагать под "эффективными мерами". Ведь все ответственные правительственные чиновники признают, что эффект борьбы с отмыванием доходов не может наступить в течение короткого срока. Между тем уже в этом месяце эксперты FATF приезжают в Россию, а в апреле группа по мониторингу FATF должна дать свою оценку для июньской сессии. Следовательно, говорить можно лишь о демонстрации усилий, а не об их результативности. То, что работа идет именно в этом направлении, не особенно скрывается. "Мы должны своей работой показать FATF, что движемся в правильном направлении, – заявляет Виктор Зубков и добавляет: – надо показать работу этой системы". Остается надеяться, что FATF удовлетворится нашими "показательными выступлениями", хотя не исключено, что для пущей убедительности уже в ближайшее время финансовой полицией будет обнаружена парочка "грязнуль" среди олигархов.
По оценкам международной консалтинговой фирмы KPMG, ежегодный поток "грязных" денег, отмываемых в мировой финансовой системе, сейчас достигает $600 млрд. KPMG прогнозирует на 2002 год дальнейшую глобализацию процессов финансового регулирования, особенно в вопросах борьбы с отмыванием денег. А следовательно, мировыми державами все меньше будет обращаться внимание на нарушение прав личности при финансовом контроле, все больше будет возрастать давление на страны, входящие в список FATF. В этих условиях российским гражданам не стоит надеяться на деликатность властей: скорее, стоит ждать "закручивания гаек" и постепенного расширения контроля над доходами. Дай-то Бог, чтобы наши жертвы были не напрасны.
Вашингтон рассчитывал извлечь выгоду
Политик с каждым днем теряет все больше когнитивных навыков