...И красотка в нагрузку

Самый востребованный голливудский режиссер снял римейк и не получил даже надежды на "Оскар". А все потому, что собрал ну очень звездный состав. Кому что давать – непонятно, у всех и так всего навалом

Одиннадцать друзей Оушена (Ocean's Eleven)
США, 2001
Режиссер: Стивен Содерберг
В ролях: Джордж Клуни, Брэд Питт, Энди Гарсиа, Мэтт Дэмон, Джулия Робертс


Есть такой режиссер Стивен Содерберг. Известен тем, что снимал редко, но хиты. А самое главное, в пору туманной юности многих моих коллег-кинокритиков был одним из тех, чей фильм на только появившихся пиратских видеокассетах украшал коллекцию. Кино называлось "Секс, ложь и видео" (1989, Каннский лауреат) и помимо всего прочего дало название куче статей на тему эротики в искусстве движущихся картинок. Причем до сей поры это словосочетание живо. Вот что значит придумать хороший слоган и поддержать его картинкой.

С тех пор прошло много лет, и в прошлом году Содерберг выстрелил двойным хитом, завоевал кучу золотых американских статуэток, которые так греют душу всякому голливудскому деятелю, решившему из независимого режиссера, обласканного в снобистской Европе, стать мэтром, снимающим для компаний-мэйджеров. И купить, наконец, "Феррари".

В принципе, Содербергу удалось немало, если учесть, что оба прошлогодних оскароносных фильма – средние, если не сказать плохие.

По "Эрин Брокович" судить о режиссере вообще как-то несерьезно, настолько эта производственная лента об американской мечте, принесшая самой влиятельной особе Голливуда (женского пола, естественно) Джулии Робертс долгожданного металлического дядьку, выполняла социальный заказ с прицелом на номинацию бестолковой, но чрезвычайно раскрученной актрисы.

Зато "Траффик" стал self-promotion Содерберга как постановщика крупномасштабных проектов. Это был серьезный замах, этакий нырок из арт-хауса в мэйнстрим. Сам по себе "Траффик" был еще среднебюджетным фильмом ($50 млн., как и "Эрин Брокович"), но принес 4 (!) "Оскара" плюс Берлин и Лондон (BAFTA), да еще, как я сказал выше, один "дядя" был отдан "красотке" Джулии.

То есть налицо как бы значительный прогресс: статуэтка в производстве дешевела, а запросы продюсеров, как и гонорары режиссера, росли.

Так на свет появился высокобюджетный проект ($85 млн.) – римейк фильма 1960 года "Ocean`s Eleven" с певцами-звездами Фрэнком Синатрой и Дином Мартином. "Одиннадцать друзей Оушена" по-Содерберговски – это уже целиком блокбастер, если не по жанру, то уж по актерскому составу точно. Но на сей раз – ни одной номинации: хватит, решили киноакадемики.

На самом деле, криминальная комедия с таким количеством звезд – и впрямь перебор для номинаторов, поскольку все участники и так отмечены славой и гонорарами. В "Траффике" хотя бы симпатичному Бенисио дель Торо открылась мощная перспектива, а тут что? Джорож Клуни, Брэд Питт, Энди Гарсиа, Мэтт Дэмон. Опять-таки, Джулия... Мало того, даже в эпизодах самих себя играют звезды мирового бокса – Леннокс Льюис и украинец Владимир Кличко (что приятно) на арене "Цезарь-Паласа"!

Короче говоря, не простой теперь парень Стивен Содерберг, подбирается к своему тезке Спилбергу, хотя еще и сорока не исполнилось.

Итак, "Одиннадцать друзей Оушена" – типичный фильм для семейного просмотра. Про ограбление трех вегасовских казино на сумму сто шестьдесят миллионов "зеленых". Чтоб всем поровну – по пятнашке лимонов на брата. В конце мероприятия бонус – ногасто-губастая телка в исполнении Робертс может достаться Оушену (Клуни) в виде дополнительного ущерба гнусному владельцу этих самых миллионов и телки. Злодей-мафиози предстает в виде красавца Энди Гарсиа из третьей части "Крестного отца". Чуток только постаревший.

В чем-то этот фильм до неприличия напоминает недавний "Медвежатник" с Де Ниро и Брандо, хотя по сюжету это скорее "Ва-банк", только снятый в Америке со звездами.

Не спорю, смотреть на ловкую банду и всякие мелкие детальки и прибамбасы их воровского ремесла интересно, хотя уж очень всё это вторично. А жанровое кино ничего другого и не может дать, кроме подробностей.

Надо гангстерам отключить в гигантском мегаполисе (всём сразу) свет на пару минут – да какие проблемы? Из какого-то научного центра запросто тырится прибор размером с микроавтобус, работающий как миниатюрная атомная бомба, только без вредных последствий. Р-раз – и Лас-Вегас погружается в кромешный мрак. Р-раз – и всё опять горит-сверкает. Кру-у-то. Тут, наверное, наблюдается зависть авторов к спилберговско-кэмероновским фантазиям. А че, им можно, а нам нельзя? Плевать на достоверность, кино – это всегда сказка. А я лично считаю – и правильно, особенно ежели публике нравится.

Надо освободить из-под стражи пойманного только что взломщика сейфов со способностями минера-подрывника – идешь, показываешь копам фальшивую ксиву полисмена – и амба, тупые полицейские ведутся как дети и в качестве приза получают взрыв их долбанных полосатых фургонов. Но только если ты Брэд Питт и умеешь достоверно корчить рожу супермена.

Поэтому жанр "Оушена" надо определять правильно: это в первую очередь комедия, а не просто crime, как написано в англоязычных аннотациях. Кстати, у режиссера нормально с чувством юмора, что с первых кадров показано в сценах неудачного ограбления казино предшественниками Клуни... упс... Дэнни Оушена.

Если б не играющие самих себя самые узнаваемые голливудские парни, да не приятная картинка и монтаж (а этим Содерберг и славен) – о художественных достоинствах картины можно было бы скромно промолчать. Но в фильме много интересных технологических приемов, красивые трэвеллинги над ночной столицей мировых развлечений, щедрой рукой рассыпанные монтажные и операторские изыски, спецэффекты и всяческие модные визуальные навороты.

Сейчас мало кого удивишь киношной техникой. Но Содербергу явно в удовольствие именно она. Он тщательно следит за ритмом своего кино, за "драйвом", за саспенсом и т.д. Что, в общем, и составляет суть семейного кино, кино "для всех".

И смотреть, как это все получается у профессионала, приятно. Пока сидишь в зале.

По выходе оттуда совершенно выветривается большая часть находок, а остается вопрос: зачем столько "звезд", играющих самих себя? Где хоть малейший психологизм и вполне ожидаемая при таком мощном актерском составе глубина характеров? Вместо живых людей и их мотивов на экране автоматы с обложки и подробности (правда, весьма навороченные) невероятного ограбления. Ну что – собрались чуваки, дай, думают, поправим свое материальное положение, рванем по мешку баксов на брата. А главный герой по ходу и жену бывшую очарует. Бред, короче говоря.

Но в том-то и великая сила искусства. Всё это – потом. А в кинотеатре, как гаснет свет и начинается сие динамичное и смешное представление, на полтора часа и впрямь забываешь чуть не обо всём. За это авторам спасибо. Всё-таки это кино. Пусть и с вопросами, но кино. И денег за билет не жалко.


Фильм идет в кинотеатрах "Алмаз", "Пушкинский", "Первомайский", "Кодак Киномир", "Америка-Синема", "Ударник", "Ролан", "Варшава", "Пять звезд", "Орбита".

Выбор читателей