Ой, блин!

Пошел второй день широкой масленичной недели – настала пора лопать блины. Вообще-то, делать это можно круглый год, особенно если нет проблем с лишним весом. Тем более что блины на Руси – не просто пища, а культовое блюдо

Гой ты, круглый блин, всем нам господин!
Бока твои масляные, ты как солнце красное.
Кто тя будет есть, тому горя несть!

"...я почти уверен, что многоговорящие старики-блины,
помимо кулинарии и чревоугодия, имеют и другие конечные цели...
Кроме тяжелого, трудно переваримого теста, в них скрыто
ещё что-то более высшее, символическое,
быть может, даже пророческое..."
(А.П.Чехов)


Пошел второй день широкой масленичной недели – настала пора лопать блины. Вообще-то, делать это можно круглый год, особенно если нет никаких проблем с лишним весом. Тем более что блины на Руси – не просто пища, а блюдо обрядовое, культовое, и культура его употребления насчитывает не одно столетие.

На Руси блины появились еще до IX века, в языческие времена. Символизировали они солнце и сытную, удачливую жизнь. В старину блин сопутствовал человеку с рождения до самой смерти. Роженицу кормили блином, блины же были обязательным блюдом во время поминальных обрядов. А.И.Куприн писал: "Блин кругл, как настоящее щедрое солнце. Блин красен и горяч, как горячее все прогревающее солнце, блин полит растительным маслом – это воспоминание о жертвах, приносимых могущественным каменным идолам. Блин – символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей". Кстати, именно поэтому блины можно есть только руками: разрезать их ножом или протыкать вилкой – великий грех. Сто лет назад человек, вздумавший резать блин, рисковал, что его на месте забьют кольями. Потому что разрезать блин – значит ранить солнце, обречь весь народ на голод и болезни. "Блин не сноп – на вилы не наколешь". Блины на Руси называли "христовы (или "божьи") онучи". Их пекли на счастье, брали с собой в поле. В Сочельник первый блин давали овцам – от мора. Под Рождество с кутьей и блинами выходит звать мороз на ужин. Блины также были составной частью угощения на дожинках и в начале жатвы.

Однако, как полагают историки и фольклористы, основная символика русских блинов связана все же не столько с Солнцем, сколько с представлением о смерти, с небом как с потусторонним миром. Например, во многих сказках старик лезет на небо и видит там избушку из блинов. В подблюдных песнях смерть несет блины на блюде, что предвещает чью-либо кончину. На поминках блинами "кормили" души предков, передавали их на тот свет с помощью посредников между реальным и потусторонним миром, коими считались нищие, странники, колядники... Раньше в день похорон на стол ставили большое блюдо с блинами, а старший из присутствующих мужчин разламывал первый блин и клал его на окно. Это делалось для того, чтобы паром от блина питалась душа усопшего. Иногда блины клали на грудь покойному или в гроб. Также поминальные блины разносили по домам, приносили в церковь. На следующий после похорон день блины оставляли на завтрак умершему и относили их на могилу. Обязательно пекли блины на девятый, на сороковой день и в последующие поминальные дни, а также в календарные "родительские" праздники: на "дедовую неделю", Красную Горку, Радуницу, в Дмитровскую субботу и т.д. Считалось, что тот, кто печет блины на поминки, печется о насыщении души умершего. Кроме того, блины использовались и как оберег от мертвых, которые часто являются во сне. Чтобы таких снов больше не было, необходимо сесть с горячим блином на порог и пригласить к себе умерших на обед.

Во время масленицы блины пекли всю неделю, причем первый блин обязательно посвящали либо святому Власию, либо умершим. Гуляя на масленичной неделе, наши предки не забывали положить блинцы "родителям" на слуховое окно, божницу, крышу или могилу, раздать нищим в память о предках. В Прощеное воскресенье или в субботу с блинами шли "прощаться с родителями". А во время похорон Масленицы блин давали в руки чучелу Масленицы.

Блины являлись обязательным блюдом и свадебного стола. Причем в некоторых местах угощение блинами было связано с символическими "похоронами" невесты: считалось, что невеста в это время должна как бы "умереть" как девушка, чтобы потом "воскреснуть" в новом качестве. Потчевали молодых блинами после брачной ночи. При этом устраивали "блинный стол", а мать невесты присылала блины к выходу молодых из бани. Во время угощения невеста старалась вырвать у жениха первый блин, чтобы получить над мужем власть. Также по способу поедания женихом блина судили о непорочности невесты: если она оказывалась "нечестной", жених ломал блин, прокусывал у него середину, либо откладывал взятый блин и больше его не ел, либо дарил теще дырявый блин, либо, если молодая "не цела", клал на блин не целый рубль, а мелочь. В некоторых регионах в конце свадьбы пекла блины сама невеста и угощала ими мужа и гостей. И повсеместно по завершении свадьбы теща угощала блинами зятя.

Использовались блины и для гадания. На святки девушки с их помощью гадали о замужестве: с блином под мышкой, за пазухой или на голове девицы выбегали, а то и выезжали на кочерге на улицу и вручали блин первому встречному мужчине, узнавая его имя...

Между прочим, печение блинов сопровождалось строгими предписаниями и запретами. Например, смотреть, как пекут блины, запрещалось посторонним, иначе, по поверью, блины "не зададутся". Первый блин перед обедом надо было дать молодому домашнему животному, а последний оставить на сковороде и после обеда отдать матери этого животного. Одолженную под блины сковороду нельзя было возвратить пустой, а обязательно с последним блином.

Кстати, слово "блин" – не что иное, как искаженное "млин", от глагола "молоть". Русские блины отличаются совершенно особой консистенцией, они мягки, рыхлы, ноздреваты, пышны, легки и при этом как бы полупрозрачны, с четко различимым рисунком многочисленных пор. Такие блины впитывают в себя растопленное масло, сметану, отчего делаются сочными, лоснящимися и вкусными. Для приготовления блинов использовались различные виды муки – гречневая, овсяная, ячменная и другие, но самыми популярными были блины из муки пшеничной. С блинами хорошо идет сметана, соленая или копченая рыба, варенье, мед, маслины, икра... Вот что писал о поедании блинов Александр Куприн: "Она ест блины горячими как огонь, ест с маслом, со сметаной, с икрой зернистой, с паюсной, с салфеточной, с ачуевской, с кетовой, с сомовой, с селедками всех сортов, с кильками, шпротами, сардинами, с семужкой и с сижком, с балычком осетровым и с белорыбьим, с тешечкой и с осетровыми молоками, с копчёной стерлядкою, и со знаменитым снетком из Бела озера. Едят и с простой закладкой и с затейливо комбинированной". Потекли слюнки? У меня тоже.

Выбор читателей