Deep Purple в России

Во второй половине марта легенда хард-рока Deep Purple даст концерты в шести российских городах. Гиллан заявил в интервью, что это турне может стать последним, в котором будет играть Джон Лорд – все-таки ему уже 60

К нам едут Deep Purple. Честно говоря, не знаю, что к этому еще можно добавить... Пересказывать официальную историю группы в рамках концертного анонса просто несерьезно – за 34 года, прошедшие с момента образования "темно-лиловых", о них написано множество статей, вышло несколько книг, а тиражи переизданий всех пластинок исчислению поддаются лишь приблизительно: на счету группы 16 "номерных" альбомов, около 20 "официальных" концертников и 4 сборника unrelesased & rarities (это как минимум!). Количество же бутлегов вообще точно не известно – даже спустя 25-30 лет после первого этапа в истории Deep Purple интерес к музыке того периода столь велик, что время от времени всплывают хорошо сохранившиеся записи – подчищенные и подреставрированные, они теперь уже официально признаны.

Пусть не обижаются на меня фанаты Блэкмора – Ритчи, хоть и играл долгое время первую скрипку (то бишь гитару) в ансамбле, далеко не всегда был в нем "главным". Первое время после образования группы фактическим ее лидером был Джон Лорд – ранние (помп-роковые) альбомы отличает более мягкий саунд с выраженным влиянием клавишных, джаза и классики. Строго говоря, без Лорда никогда не получилось бы того Deep Purple, который мы все знаем и который вошел в историю. Талант Лорда, влюбленного в музыку Баха и стиль барокко, его псевдоклассические аранжировки помогли хард-року DP обрести тот неповторимый фирменный "дип-перпловский" саунд – резкая, агрессивная гитара и объемные, глубокие органные пассажи, образующие дуэт, – то оттеняющие друг друга, то играющие в унисон, то солирующие, демонстрируя все свои возможности... Даже если Лорд и не участвовал в написании ведущей темы, его аранжировки и органные соло в духе Баха всегда придавали композициям группы особую красоту и выразительность.

Другой фирменной составляющей звучания "золотого" состава стала бас-гитара Роджера Гловера и его оригинальная "пульсирующая" манера игры – в отличие от предшественника (Nick Simper), исповедовавшего "контрабасную" технику. Один из лучших басистов за всю историю рока, Гловер также классный звукорежиссер и продюсер. Nazareth, David Coverdale, Ian Gillan и, конечно, Dio (Elf), Rainbow и Deep Purple – далеко не полный список тех, в успехе которых заключена немалая доля труда Гловера. О своем месте в DP он лучше всего однажды сказал сам: "Когда все на сцене летит к черту, мое дело оставаться спокойным и твердо вести басовую линию". Самый мягкий и рассудительный из DP, помимо основной работы он от имени группы общается с прессой и фанатами. Кроме того, Гловер всегда стремился уладить миром возникающие конфликты в группе, долгое время являясь ее "ангелом-хранителем".

Друг Гловера и его коллега – вокалист Иан Гиллан. Его характерный глубокий тенор невозможно спутать с другими рок-вокалами, и особо высокие ноты Иану удаются до сих пор – правда, иногда не без усилий... Вклад Гиллана в звучание DP трудно переоценить – не случайно именно D.P.mk.II общепризнан "золотым" составом группы, – но ведь и сольное творчество Гиллана насчитывает немало достойных работ!

Барабанщик Ian Paice. Его нельзя назвать самым неамбициозным музыкантом в Deep Purple – хотя имя Иана в качестве заголовка сольного проекта фигурировало всего один раз (Paice – Ashton – Lord), в свободное от DP время он охотно участвует в студийных сессиях других рокеров (последний раз помогал Джиму Капальди). Как и Лорд, Пэйс оставался неизменным участником всех составов Purple; вместе они играли несколько лет и в Whitesnake... Пэйс и Лорд, кстати, женаты на сестрах и дружат семьями.

Таким образом, когда в 93-м Блэкмор во второй раз покинул группу (наплевав на обязательства и срывая японские гастроли), в DP оставалось четверо музыкантов из "золотого" состава, и громкого хлопка дверью у Ритчи на этот раз не вышло. Сперва ребят выручил Джо Сатриани (жаль, что с ним не было записано ни одного официального альбома!), а потом в группу был приглашен американец Стив Морс. Опять же, можно просто сравнить блэкморовский "Stranger In Us All" и перпловский "Purpendicular" (для контраста невредно еще отслушать "The Battle Rages On"), чтобы убедиться, насколько выиграли оставшиеся "перплы" от смены гитариста. С приходом Стива в группу вернулась та давно забытая зажигательная атмосфера начала 70-х годов ("золотого" и "серебряного" составов), когда на первом плане были спонтанность, импровизация, взаимодополнение и взаимопонимание. Вернулся и "фирменный" звук, делающий любую композицию Deep Purple узнаваемой. Поклонники поначалу настороженно отнеслись к новому гитаристу, но сейчас разве что самые ортодоксальные фанаты Блэкмора еще продолжают упираться.

Итак, к нам едут Deep Purple... Право, не знаю, что к этому еще добавить – я просто очень люблю эту группу! Надеюсь, вы со мной солидарны.

17 марта, Санкт-Петербург
19 марта, Москва, СК "Олимпийский"
20 марта, Белгород
22 марта, Ростов-на-Дону
23 марта, Самара
25 марта, Екатеринбург


Да, вот еще что. Гиллан не так давно заявил в интервью, что это турне может стать последним, в котором будет играть Джон Лорд – все-таки ему уже 60. Но это просто к сведению – вы ведь все равно уже идете на Deep Purple?

Читайте также

Выбор читателей