Россия может проститься с "Москвичом"

Вероятность того, что кто-то из иностранцев польстится на то, что осталось от "Москвича", очень мала. Тем не менее, Юрий Лужков продолжает настаивать на необходимости дать заводу шанс на выживание

Не секрет, что российский автопром переживает сегодня не самые лучшие времена. Однако если большинство автопроизводителей, как ВАЗ, ГАЗ, УАЗ так или иначе смогли адаптироваться к современным экономическим условиям и освоить выпуск относительно пригодных к эксплуатации автомобилей, то ОАО "Москвич" повезло гораздо меньше. Автомобили завода так и не смогли прижиться на рынке, уступая по всем потребительским качествам изделиям других отечественных заводов, не говоря уже об иномарках. Даже сотрудничество со знаменитой французской фирмой "Рено", поставляющей современные двигатели, не помогло предприятию стать на ноги. За весь прошлый год с конвейера сошло порядка 800 автомобилей.

Сегодня ситуация вокруг экс-АЗЛК окончательно приняла драматический характер. Предприятию грозит ликвидация. Как известно, в начале марта из-за задолженности порядка 600 млн руб. завод был отключен от линий "Мосэнерго". В апреле "Москвичу" могут отключить теплоснабжение. Одним словом, ситуацию, в которой оказался завод, можно охарактеризовать, как предбанкротную.

Вместе с тем, в защиту полуживого автозавода выступил Юрий Лужков, обвинив федеральные власти в намерении окончательно обанкротить "Москвич". По мнению мэра, лишая завод доступа к энергоресурсам, правительство преднамеренно хочет его краха. Более того, окончательной целью этих действий является передача "Москвича" иностранцам.

Слова московского градоначальника, особенно в части передачи завода зарубежным компаниям, звучат несколько странно. Слабо верится, что кому-то из иностранцев понадобится убыточный бизнес, обремененный массой долгов. Видимо, долги и стали причиной нарастающего давления на "Москвич" со стороны федеральных властей. Заводу уже предоставлялась льготная реструктуризация долгов, условия которой, по-видимому, не были выполнены. Так что банкротство станет не самым плохим исходом. Во всяком случае, производство нынешних "Москвичей", "Святогоров" и прочих сомнительных "князей", скорей всего будет прекращено навсегда. Что же касается иностранцев, то единственной, по мнению экспертов, компанией, для которой "Москвич" может представлять какой-либо интерес, может оказаться "Рено". Возможно, производственные площади бывшего АЗЛК могут отойти этой фирме в счет погашения долгов.

Позицию столичной мэрии можно понять. Московские власти являются владельцем контрольного пакета умирающего завода. Возможно, в этом деле у Москвы есть и другие интересы, учитывая хотя бы наличие совместного предприятия "АвтоФраМос".

Полноценный приход на площади "Москвича" иностранной фирмы оказался бы наиболее приемлемым решением проблемы. Сегодня хорошо видно, что никакого будущего у выпускаемой им ныне продукции нет. Создание же на базе экс-АЗЛК хотя бы производства по сборке иностранных автомобилей способствовало бы появлению конкурентоспособных машин и созданию новых рабочих мест. Хотя вероятность того, что кто-то из иностранцев польстится на то, что осталось от "Москвича", очень мала. О том же свидетельствует и мировая практика.

Выбор читателей