Москва оттягивает конец нефтяной интриги

Россия еще до конца не определилась с кем она: со своими нефтяными компаниями или саудовскими шейхами

Россия в свойственной ей манере продолжает дразнить нефтяной мир, затягивая с принятием решения линии поведения во втором квартале. То, что окончательного решения пока нет, и принято оно будет где-то через неделю, на совещании Михаила Касьянова с представителями нефтяных компаний заявил сегодня вице-премьер Виктор Христенко.

По словам Христенко, принято техническое решение, позволяющее российским компаниям заключать экспортные контракты на второй квартал, исходя из уровня экспорта первого квартала, сокращенного, как известно, на 150 тыс. барр./сутки. Вместе с тем, далеко не все в правительстве согласны с идеей сохранить ограничения на экспорт, принятые по просьбе ОПЕК. Так, замминистра энергетики Валентин Шелепов отстаивает мнение, что "сокращение экспорта уже нанесло определенный технологический вред", и негативное влияние сохранится в случае сохранения ограничений. По словам Шелепова, "Россия - не Саудовская Аравия и не может так быстро замораживать скважины".

Пока в правительственных кругах решается вопрос, как поступить с экспортными квотами, к некоторым компаниям предприняты вполне конкретные меры по ограничению экспорта. По словам Христенко, введены ограничения на 20% экспорта для нефтяных компаний, имеющих задолженность перед бюджетом. В числе "штрафников" оказались 24 фирмы, общий их долг составляет порядка 2 млрд рублей. Тем не менее, данные меры стоит расценивать не более как санкции, ибо суммарное ограничение (порядка 25 тыс. тонн) никак не отразится на мировых ценах.

Каковым же будет окончательное решение по действиям во втором квартале, сказать сложно. Сегодня мировые цены на "черное золото" поддерживаются на допустимом для России уровне, к тому же, угроза обострения ситуации на Ближнем Востоке продолжает "подогревать" рынок. Все это позволяет надеяться, что цены в ближайшее время смогут удержаться и без сокращения экспорта. Восстановление экономики США также предполагает рост спроса, а следственно - и мировых цен. Эти причины могут повлиять на решение российского правительства. Вероятно, что страна несколько увеличит квоты, но постарается сделать это не столь резко и масштабно, дабы сохранить хорошие отношения с ОПЕК.

Выбор читателей