На иномарки повысят пошлины

Одной из защитных мер в отношении отечественного производства автомобилей стало введение новых пошлин на иномарки

Правительство России на своем сегодняшнем заседании в основном одобрило концепцию развития отечественной автомобильной промышленности. В поддержку отечественного автомобилестроения выступил премьер-министр РФ Михаил Касьянов. Он заявил, что правительству следует пойти "на комплекс временных защитных мер" в отношении отечественного производства автомобилей, чтобы "запустить" механизм активного развития.

Касьянов подчеркнул, что "очень важно учесть, какую роль будет играть иностранный капитал и технологии для отечественного автомобилестроения". При этом глава правительства отметил, что в этой сфере "кооперация всегда лучше, чем производить что-то в одиночку". Вместе с тем, необходимо сделать так, чтобы комплекс защитных мер привел к тому, чтобы отечественные легковые, грузовые автомобили и автобусы стали качественными и конкурентоспособными, чего требует сегодня наша экономика.

Что касается конкурентоспособности, то, как рассказал по окончании заседания губернатор Нижегородской области Геннадий Ходырев, одной из таких защитных мер стало введение новых пошлин на иномарки, ввозимые в Россию. Правительство согласилось с установлением таможенных пошлин на иномарки старше трех лет на уровне 25%, старше пяти лет – 35%. На иномарки же, срок эксплуатации которых составляет семь лет и выше пошлины будут такие же, как и на новые автомобили. Губернатор, правда, не уточнил размеры этих пошлин, сославшись на то, что существуют различные их ставки в зависимости от видов автомобилей.

По словам Ходырева, концепция принята лишь в общем, и некоторые ее положения будут дорабатываться в ближайшие недели. Однако какие именно губернатор не сказал.

Геннадий Ходырев заявил также, что введение защитных мер для поддержания производителей отечественного автомобильного транспорта является нормальной практикой, и в полной мере соответствует принципам и нормам Всемирной торговой организации. Этими правилами пользуются многие члены ВТО, подчеркнул губернатор.

Как передает РИА "Новости", Ходырев считает необходимым уделить повышенное внимание композитной базе производства автомобилей, то есть "тому из чего собирается автомобиль". Эта база должна быть высокого качества и отвечать интересам потребителей.

Потребность в инвестициях отечественного автопрома в ценах первого квартала 2002 г. по данным Минпромнауки РФ оценивается в 475 млрд руб., из них 60% планируется направить на развитие производства автомобильных компонентов (как на специализированных предприятиях отрасли, так и в структуре комплексных автозаводов) и более 12% – на развитие производства компонентов и материалов в смежных отраслях.

Напомним также, что объем инвестиций в автомобильную промышленность за период 1998-2001 гг. фактически составлял до 8,3 млрд руб. в год или до 13% от среднегодовой потребности в инвестициях на реализацию концепции. При этом доля собственных средств предприятий составила 83-94%, что говорит о наличии немалых проблем с привлечением кредитных средств предприятиями отрасли.Как считают аналитики "Yтра", появление правительственной концепции развития автопрома, или хотя бы официальное упоминание о необходимости таковой - явление ожидаемое. Возможно, именно поэтому правительство достаточно долго затягивало окончательное решение относительно пошлин на подержанные иномарки. Сегодня оно предпочло подать ограничения на ввоз б/у иностранных автомобилей уже не само по себе, а в виде части общей концепции развития отечественного автомобилестроения.

Вместе с тем, высказанные сегодня идеи оставляют достаточно много вопросов и сомнений. Прежде всего, эффект от увеличения пошлин (если таковой будет иметь место) проявится довольно нескоро. Большинство же российских автопроизводящих предприятий требуют инвестиций уже сейчас и достаточно много. Более того, создание современного "народного" автомобиля, способного конкурировать на внутреннем рынке с б/у иномарками (о внешней конкуренции речь не идет) стоимостью $3000-5000, а не в пределах $8000-10000 без глобальных инвестиций выглядит малореально. Обозначенные же правительством источники инвестиций выглядят пока что неубедительно. Таким образом, пока все, что касается повышения конкурентоспособности отечественных авто, сводится исключительно к поражению в правах конкурентов (б/у иномарки), а не в реальном стимулировании производства. Велика вероятность того, что предпринимаемые меры могут возыметь прямо противоположенный эффект - лишившись конкурентов, отечественные предприятия вообще перестанут задумываться о перестройке производства.


Выбор читателей