Кто не купит квас и "ВАЗ" – завтра Родину продаст

Решение о вхождении России в ВТО резко повысит интерес к отечественному рынку. Российскому бизнесу придется столкнуться с суровыми законами международной конкуренции. А он к этому не готов

Развязанная США "стальная война", кажется, подтолкнула Россию к решительным действиям по вступлению в ВТО. Переговоры, которые последние годы наша страна вела по принципу "шаг вперед, два шага назад", двинулись вдруг к завершающему этапу невиданными темпами. Как заявил глава российской делегации на переговорах с ВТО, заместитель министра экономического развития и торговли Максим Медведков, в конце марта секретариат ВТО завершит подготовку первого варианта итогового доклада Рабочей группы по вступлению России в эту организацию, а 24-25 апреля на очередном заседании группы состоится его предварительное обсуждение. И хотя, по мнению Медведкова, документальное оформление присоединения страны к Всемирной торговой организации потребует не менее полутора лет, само принципиальное решение о вхождении в ВТО России повысит интерес к российскому рынку. А значит, российскому бизнесу придется столкнуться с суровыми законами международной конкуренции.

Готова ли российская промышленность и сфера услуг к такой борьбе? "Нет!" – хором заявляют банкиры и страховщики, промышленники и думские депутаты. На вопрос – а когда будут готовы? – отвечают невнятно и уклончиво, начиная отсчет с периода 10-15 лет и более. И их можно понять, если приглядеться, на чем зиждется победное шествие отечественных производителей последних трех лет.

Традиционное объяснение – отечественные товары обрели популярность после дефолта потому, что потребитель больше не мог позволить себе импортную продукцию – верно только отчасти. Данные статистики свидетельствуют: рост импорта, наблюдающийся с 2000 года, отстает от роста доходов населения за тот же период. Более того, динамика роста импорта по товарным группа весьма различна: например, импорт обуви, одежды, холодильников, мясопродуктов и мебели уменьшился весьма значительно – на 40-50% от уровня 1997 года, несколько меньше стало импорта в парфюмерии, фармацевтике и кондитерских изделиях, а вот импорт игрушек вырос почти в 1,5 раза. При этом ценовые пропорции все еще остаются благоприятными для отечественных товаропроизводителей, и, по мнению некоторых аналитиков, у российской промышленности есть еще года два для подтягивания "хвостов".

Если говорить обобщенно, на конкурентоспособность российских товаров и услуг можно повлиять тремя способами: курсовой политикой Центробанка, государственной поддержкой и модернизацией производства. О первых двух способах нет необходимости говорить пространно. Достаточно только заметить, что политика в этой области – всегда палка о двух концах, и важно, как будет использован полученный резерв роста самими производителями.

И вот тут приходится констатировать, что передышка, полученная российскими производителями товаров и услуг, была использована не лучшим образом. Если посмотреть статистику роста доли оборудования моложе 5-ти лет (т.е. оборудования, в сущности, приобретенного с "последефолтовых" доходов) по ряду секторов, можно увидеть, что даже в наиболее быстро модернизирующихся отраслях – пищевой, целлюлозно-бумажной и автомобильной промышленности – доля нового оборудования составляет 0,3-0,5%.

Между тем модернизация – основа повышения качества продукции. Исследования свидетельствуют: при росте качества отечественных товаров потребитель не возвращается к импорту даже тогда, когда ценовые пропорции достигают докризисных значений или преодолевают их. Более того – по мнению некоторых аналитиков, у ряда отечественных отраслей есть шанс в среднесрочной перспективе стать экспортерами: если предприятия смогут провести замену устаревшего оборудования, осовременить модельный ряд продукции и повысить ее качество, проведут структурные изменения в управлении, научатся грамотно вести работу со своими брэндами.

У этой проблемы есть еще одна сторона. Дело в том, что приток импорта не совсем прямо пропорционален курсу рубля: отечественные товары, в которых велика доля импортной составляющей, также страдают от "дешевого" рубля. Следовательно, говоря о государственной поддержке, необходимо понимать, что это не столько запретительные пошлины на импортные аналоги, сколько развитие собственного производства оборудования и комплектующих – а значит, развитие станкостроения, электромашиностроения и т.д.

Сюда же примыкает поощрение прямых инвестиций в производство: когда иностранный производитель видит, что вложения в российские предприятия данной отрасли выгоднее прямого импорта, мощный толчок к развитию получает вся отрасль. Примером может служить ситуация в некоторых секторах пищевой промышленности: успешный опыт первых инвесторов повлек за собой повышение интереса ко всей отрасли и ее бурное развитие, и сегодня российский шоколад или пиво весьма успешно конкурируют с импортной продукцией – при том, что те же "Сникерсы" или "Эфес" выпускаются на предприятиях, расположенных в России. Поэтому, если рассмотреть, например, ситуацию в автопроме, то необходимо не просто поставить заслон старым иномаркам, а создать ситуацию, когда крупным иностранным инвесторам станет выгодно вкладывать деньги в эту отрасль. На доходы от повышения цены и количества продаж, в безвыходных для потребителей условиях, как показала практика, коренных структурных изменений не провести.

Несколько особняком стоит вопрос о финансовых услугах. Пример стран Восточной Европы, открывших свои рынки финансовых услуг, показывает, что ни национальная финансовая система, ни государство не могут противостоять мощным международным корпорациям. В отличие от производства, в этих сферах гораздо большее значение имеет капитализация, довести размеры которой до уровня, приемлемого для мирового рынка, в короткие сроки нереально. Безусловно, необходимо учитывать, что отсутствие приемлемых кредитных и страховых схем тормозит ту же отечественную промышленность, но потеря национальной финансовой инфраструктуры гораздо опаснее. Что необходимо, так это создание отлаженной структуры инвестиционных банков и венчурных фондов, позволяющих повысить эффективность вложений в производство.

Итак, резервы экстенсивного развития отечественных производителей хоть и не исчерпаны, но близки к этому. Можно, конечно, надеяться на благоприятную мировую конъюнктуру, "правильный" курс рубля и государственные защитные меры – все это, скорее всего, в преддверии вступления в ВТО будет задействовано по полной программе. Но если не начать структурных изменений в самом производстве, позволяющих встать на интенсивный путь развития, российский производитель будет просто смят иностранными конкурентами, для которых подобный рост – давно уже непреложный закон выживания. Безусловно, потребители получат при этом самый качественный набор товаров и услуг, но останется ли возможность их приобретения всеми слоями населения в условиях падения собственной промышленности и, соответственно, роста безработицы? Или высокое качество жизни будет доступно только работающим в филиалах иностранных корпораций, а остальным придется довольствоваться митингами в защиту родного кваса?

Выбор читателей