Шушенское для Арафата

Израилю совсем не безразлична страна проживания своего извечного оппонента: если уж речь заходит о ссылке, она должна быть для Арафата "глухой", безоговорочной

Ясир Арафат близок к высылке: так или почти так резюмировали происходящие вчера в Вашингтоне, Тель-Авиве и на Западном берегу события информационные агентства. Вот уже несколько дней израильская армия утюжит окрестности Рамаллы, вплотную примыкающие к резиденции председателя Палестинской автономии. Сама резиденция также обстреливается, однако весьма аккуратно: у израильских солдат строгий приказ не задеть, не дай Бог, Арафата.

Вопрос о том, куда сошлют палестинца №1, обсуждается давно. Назывались Ливан, Иордания, Ливия. Однако Израилю совсем не безразлична страна проживания своего извечного оппонента: если уж речь заходит о ссылке, она должна быть для Арафата "глухой", безоговорочной. Иначе говоря, такой, чтобы бывший глава автономии не имел практической возможности руководить верными ему структурами на территории Палестины. Вчера стало известно, что США достигли принципиальной договоренности с Марокко о готовности последнего принять Арафата в случае чего. Марокко, в отличие от большинства арабских государств, видимо, не испугалось последствий такого шага: понятно, что штаб-квартира палестинского лидера в изгнании обречена превратиться в "занозу", ставящую под угрозу стабильность обстановки в принявшей его стране.

"Проблема заключается в том, что Арафат не хочет покидать Рамаллу и палестинские территории просто так", – говорит представитель администрации Джорджа Буша. "Просто так" – значит воспользоваться присланным, например, Евросоюзом вертолетом, чтобы в сопровождении европейских же дипломатов покинуть территорию автономии. Арафат явно испуган: в течение минувшего дня информагентства доносили миру его противоречивые реплики. То он "никогда не покинет Палестину", будучи готовым принять мученическую смерть от ее захватчиков; то он ее не покинет, потому что ссылка – "лишь первый шаг к его убийству"; то, наконец, он ее покинет, но в сопровождении 70 близких ему активистов движений ФАТХ и "ХАМАС".

С последним условием Израиль никак не может согласиться. Правительство Шарона взяло на себя риск попасть под страшный прессинг мирового сообщества, потому что осознало необходимость последовательно и всеобъемлюще выкорчевать с территории автономии террористов и разрушить их структуры. По сути, начатая израильтянами операция "Защитная стена" даже в мелочах напоминает ситуацию осени 1999 года, когда Россия развернула антитеррористическую кампанию в Чечне. В Москве и Волгодонске не было шахидов, но были реальные теракты с более чем реальным количеством жертв. Был "легитимный" президент непризнанной территории, тщившийся обуздать своих собственных боевиков. Даже идея создания полноценной границы между Чечней и Россией тоже была – сегодня вопрос о начале сооружения защитной стены между Палестинской автономией и Израилем почти решен.

Тель-Авив не позволит Арафату куда-либо уехать в окружении своих абреков, многие из которых подозреваются в непосредственном участии в подготовке и совершении терактов на своей территории. Кстати, здание палестинской администрации в Рамалле израильские войска обстреливают еще и потому, что, по их сведениям, за его стенами помимо Арафата укрываются убийцы министра туризма Рахавама Зееви.

Что и говорить, Ариэль Шарон, прозванный "Бульдозером", – как раз тот человек, кто по необходимости мог бы взять на себя ответственность за физическое устранение Арафата. Когда сегодня Арафат, знающий о принципиальной позиции Тель-Авива оставить его в живых, с автоматом в руке самоотверженно готовится "стать шахидом", вспоминается его паника в дни предметного изучения т.н. "узким кабинетом" Шарона вопроса о том, стоит или нет устранять главу автономии. Соединенные Штаты, оказывающие на Израиль беспрецедентное давление, раз уже спасли Арафату жизнь. Сегодня они пытаются сделать это вторично. Все понимают, что кровь признанного лидера Палестины уведет мирный процесс на Ближнем Востоке с горизонта гипотетического в заоблачный плёс и ляжет тяжким грузом на всех участников драмы.

Израиль уже дал понять, что ссылка Арафата – лучшее из худшего. Шарон не скрывает, что высланный палестинский лидер больше в автономию не вернется. Для Израиля избавление от Арафата – шаг к политике "свободных рук". Это не означает того, что Тель-Авив всего лишь начнет расправляться с боевиками более последовательно и без оглядки на "признанного лидера" палестинского народа. Изгнав Арафата, Израиль может попробовать выпестовать новых палестинских лидеров, более умеренных и более цивилизованных.

Выбор читателей