Stand clear of the closing doors

Нью-йоркское метро не такое помпезное и красивое, как московское, зато может похвастаться кое-чем другим. Здесь кипит жизнь: в американской подземке торгуют, проповедуют, ругаются, спят, едят и даже... танцуют

Бесполезно сравнивать Москву и Нью-Йорк. И все-таки я сравниваю. Причем частенько это происходит помимо воли. В этот раз объектом сравнения стало метро.

По моему мнению, метрополитены больших городов похожи. Особенно в час-пик. Ньюйоркцы отдают предпочтение подземному виду транспорта по вполне понятной причине: парковка в "Сити" (так частенько называют Манхэттен) стоит дорого, но главное – добираться туда на машине равносильно самоубийству: пробки растягиваются на многие километры. В отличие от московского метрополитена, нью-йоркская подземка не является произведением искусства с колоннами, мозаикой и скульптурами, а носит чисто функциональный характер. Начиная с 7 Yтра поезда методично всасывают и столь же бесстрастно выплевывают пестрые толпы спешащих на работу. Кстати, разговоры о том, что американцы совершенно не читающая нация, – миф. Так же, как и в России, народ, как только залезает в вагон, немедленно утыкается либо в утреннюю газету (коих в Нью-Йорке превеликое множество), либо в книжку. Другое дело, что читают, но это отдельная тема.

Итак, метро в Нью-Йорке – не роскошь, а средство передвижения: старые поезда (правда, изредка попадаются и новые составы), обшарпанные станции, многие из которых расположены прямо на улице. Особенно от "наземных" станций страдают жители таких районов, например, как знаменитый Брайтон Бич: не проходит и пяти-семи минут, чтобы над головой не прогрохотал бегущий по метромосту состав. Под землю многие станции метро были спрятаны только в середине прошлого века.

Разветвленность нью-йоркского метрополитена огромна: поездка из одного конца города в другой занимает порой не менее двух часов. К тому же поезда останавливаются между станциями, пропуская другие на параллельных ветках. Правда, машинист обязательно извинится и даже объяснит причину задержки, но из-за таких вот остановок можно легко опоздать на работу. Кстати, многим ньюйоркцам именно это спасло жизнь 11 сентября.

В нью-йоркской подземке интереснее всего наблюдать за меняющимся составом пассажиров. "Смена состава" зависит, во-первых, от того, в какой части города вы едете, во-вторых, от линии, по которой вы едете. Возьмем, к примеру, линию Q, ведущую в Бруклин, в район Брайтона. Здесь преобладают русскоговорящие пассажиры, а также те, кто даже в поезде с усердием читает Тору. Мою линию, которая тоже ведет в Бруклин, я называю "Шанхайским экспрессом". Почему? Думаю, не сложно догадаться. Китайцы, живущие в США, – это особая история. Хотя в моем районе довольно много и итальянцев.

Начиная со станции Bowling Green, которая является "точкой отсчета" финансового центра Манхэттена, поезд наполняется так называемыми "белыми воротничками". Как правило, это белые, работающие на Wall Street или выше по Манхэттену и едущие не далее 42-й или 59-й улицы. После 59-й состав пассажиров резко "чернеет" и "смуглеет". После 125-й (это уже знаменитый Гарлем) в вагоне, как правило, остается не более двух белых пассажиров. Честно говоря, ощущение далеко не всегда приятное. Хотя и здесь есть свои тонкости – публика Западного Гарлема отличается от публики Восточного. Кстати, еще одно наблюдение: дети белых американцев – большая редкость для нью-йоркского метрополитена. Зато орущее и беснующиеся чада мексиканцев, пуэрториканцев и афро-американцев (причем разных возрастов) – неотъемлемый элемент местной подземки.

...Вот уже пару месяцев по субботам, примерно в одно и то же время я сталкиваюсь в метро с седой, коротко подстриженной негритянкой, которая проходит в вагон и громко и навязчиво начинает рекламировать собственную книжку, а заодно выступать против расовой дискриминации (в США это хит сезона). В последний раз я попала с ней в один вагон в предпасхальную субботу. На сей раз дама была вооружена плакатом, приглашающим посетить всех желающих ее сайт в Интернете. Как утверждает подземная проповедница, все мы произошли от африканцев, и в мире существует только одна раса – африканская. "Чтоб вы не сомневались – прочтите мою книжку!" – голосит чернокожая (примечательно, что за последние два месяца цена книги снизилась с 3-х долларов до 2-х). Мне было весьма интересно наблюдать реакцию ее соплеменников. И что же вы думаете? Они... просто смеялись. Кто-то потихоньку, чтобы никто не заметил; а здоровенный негр, у которого не хватало одного переднего зуба, хохотал в голос, правда, старательно прикрывая лицо рукой. В тот раз "выступление" закончилось следующим образом: сидевшая рядом белая американка, читающая Библию (напоминаю, дело происходило накануне Пасхального Воскресенья), сказала что-то резкое. Проповедница взвыла и, проклиная "этих белых, убивающих наших черных мальчиков", вылетела на ближайшей станции. Вагон облегченно вздохнул.

В общем, метрополитен Нью-Йорка живет своей жизнью: здесь "наводят марафет" женщины, продают батарейки (доллар за пару), китайские игрушки и конфеты типа "Марс" и "Сникерс", собирают подаяние и пожертвования, ругаются, переговариваются через вагон друг с другом, спят, растянувшись во всю длину сиденья, едят и даже... учат друг друга танцевать (удобно, если народу в вагоне мало). Здесь же обсуждают последние события. Например, в понедельник после церемонии вручения "Оскара" американцы, едущие на работу, обсуждали "справедливость" выданных наград.

Да, кстати, здесь не страшно опоздать на последний поезд – нью-йоркская подземка функционирует круглосуточно.

Выбор читателей