Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
Вчера на интернет-конференции глава КФМ Виктор Зубков сообщил, что уже в мае Комитет планирует направить в ФАТФ материалы о своей деятельности. На июнь назначена сессия этой организации, где предстоит сделать все, чтобы из "черного списка" Россию вычеркнули уже летом-осенью.
Правда, работа КФМ не принесла пока бюджету сколь-либо существенных средств; как говорит Зубков, "это путь неблизкий, нескорый", для возврата денег в казну требуется длительная процедура рассмотрения возбужденных уголовных дел в суде. Но, по крайней мере, сам процесс идет полным ходом. Комитет проводит мониторинг финансовых потоков, следя за информацией о сделках на сумму свыше 600 тыс. руб., поступающей от коммерческих банков. Сейчас уже составлен перечень юридических и физических лиц, операции которых подпадают под действие закона о легализации средств. В соответствии с международными требованиями сведения о них переданы исполнительным органам. "Мы уже отправили первые дела в прокуратуру", - сообщил председатель КФМ.
Однако радужная перспектива восстановления российской финансовой репутации сильно омрачается теми требованиями, которые ФАТФ предъявляет к претендентам на исключение из "черного списка". В первую очередь, нам следует изменить налоговое и правоохранительное законодательство и привести в соответствие с международными стандартами юридические схемы, предназначенные для борьбы с отмыванием денег. О том, как быстро и качественно наши депутаты смогут выполнить такую работу, можно судить по длительному процессу внесения корректив в Налоговый кодекс. Во всяком случае, принятие необходимых законопроектов к июню кажется почти нереализуемым.
В самом Комитете по финансовому мониторингу полагают, что предстоящим летом нас все равно не признают в качестве "кооперативной" страны. А вот княжество Лихтенштейн, попавшее в зловещий список одновременно с нами в 2000 г., сумело выйти из него уже через год. Но Россия - не Лихтенштейн. Вряд ли ей стоит надеяться, что все условия ФАТФ будут выполнены так быстро.
Руководитель КФМ говорит, что в Комитет поступает довольно значительный объем информации о сделках. Давайте считать: 1300 кредитных организаций, 900 участников рынка ценных бумаг и 1100 страховых фирм обязаны предоставлять сведения об операциях с денежными средствами, а всего в КФМ поступает информация о 2000 транзакций в день. Следовательно, фискальным органам становится известно не более чем об одной операции в день от каждого из перечисленных субъектов. Принимая во внимание общее количество денег, обращающихся за день по нашей огромной стране, можно видеть, что большая часть "черных" расчетов, как и прежде, остается вне поля зрения "финансовой разведки".
В то же время Зубков утверждает, что даже эти сведения дают весомый результат, и что он надеется на положительную оценку на июньской сессии ФАТФ. Кроме того, Комитет разрабатывает предложения по изменению законодательства и готов внести на рассмотрение в Думу некоторые "технические уточнения". Впрочем, оценить их характер можно по следующему примеру: составленный КФМ перечень оффшорных зон и "некооперативных" государств, операции с которыми российских резидентов будут подлежать обязательному контролю, включает 54 страны. Это самый пространный "черный список" из всех известных. Для сравнения: ФАТФ считает "некооперативными" 19 государств и территорий, а перечень оффшорных зон, составленный российским Центробанком, насчитывает 45 пунктов. Так что слабо верится в реальность такого основательного контроля, даже если штат "финансовой разведки" укомплектуют на все 100% вместо нынешних 50%.
На карте может появиться новая горячая точка