Новые доказательства жизни на Марсе

Одна из самых волнующих землян загадка – есть ли жизнь на Марсе. Причем с марсианами постоянно получается какая-то чепуха. Одни ученые рьяно доказывают, что жизнь на Красной планете существует, другие с не меньшим упорством утверждают противоположное. Интересно, что и те, и другие приводят убедительные доводы.

Например, пару лет назад ученые из калифорнийского университета в Сан-Диего категорически заявили, что все предположения о жизни на Марсе были слишком оптимистичны. А причиной того, что почва Марса имеет зеленоватый оттенок, скорее всего, является вулканическая активность, а не простейшие бактерии. После этого все на некоторое время успокоились – нет, так нет. Но вскоре группа американских ученых опубликовала дополнительные данные. Исследователи из аэрокосмической фирмы Lockheed Martin сообщили, что открыли в пробе марсианской породы магнитные микрочастицы, идентичные тем, какие выделяют некоторые виды бактерий на Земле, что, мол, служит подтверждением того, что гипотезу о существовании жизни на Марсе не следует сбрасывать со счетов.

Далее пришло сообщение об обнаружении на поверхности Марса больших скоплений льда. По утверждению специалистов, на фотографиях, сделанных с межпланетной станции "Марс Одиссей", видно, что значительная часть планеты в районе южного полюса покрыта ледяной коркой толщиной около метра. Наличие воды дает основание предполагать существование простейших форм жизни.

Буквально на днях ученые из Ливерпульского университета во главе с профессором Джоном Шоу (John Shaw) уверенно заявили, что им-то, наконец, удалось найти новые убедительные доказательства существования жизни на Марсе. Джон Шоу и его коллеги исследовали образец марсианского метеорита Нахла, который был обнаружен недалеко от египетского города Александрия еще в 1911 году. Дело в том, что этот метеорит содержит минералы, позволяющие судить о магнитном поле Красной планеты. С помощью уникального прибора – микроволнового размагничивателя (microwave demagnetiser), существующего пока в единственном экземпляре, ученые изменяли магнитное поле образца, что позволило оценить температуру на поверхности Марса на момент образования вещества метеорита. Исследователи обнаружили, что когда-то в глубокой древности температура на поверхности Марса была весьма благоприятной для возникновения жизни. По словам Шоу, состав вещества, образующего Марс, близок к составу Земли, однако из-за меньших размеров Красной планеты, период существования жизни на ней был относительно коротким и закончился с остыванием планеты. Жизнь на Марсе, по мнению Джона Шоу, могла существовать и погибнуть задолго до ее зарождения на Земле.

Может быть, так оно и есть, но в целом вопрос о том, есть ли жизнь на Марсе сегодня, так и остается открытым.