"Продам душу по сходной цене"

Регламентировать нужно любую процедуру – с этим никто не спорит. Но почему-то за всю историю торговли душами люди так и не удосужились упорядочить этот важнейший процесс

Интернет-аукционы уже по факту своего виртуального существования созданы для того, чтобы провоцировать людей продавать виртуальные вещи. И речь идет не о компьютерных программах или еще каких результатах напряжения человеческого мозга. Нынче это уже неинтересно. Оказывается, актуальнее всего на данный момент – продавать душу.

Так, например, "Яндекс" по поиску "продать душу" сразу же выдал ссылки на объявления "продам душу" с вариантами "по сходной цене", "дьяволу", "один раз", "$200", "через Интернет", "за разумную цену".

А почему бы нет? Душа – товар по определению не залежалый, экстравагантный, к тому же ходкий. Вот, например, житель Барнаула Василий Потапов продал свою душу американке из штата Алабама за 400 долларов, что лишний раз доказывает: спрос на души есть.

Есть-то он есть, кто бы спорил. А вот нормы ее продажи, между прочим, никем не установлены. Ну... исторически так сложилось. Не удосужились инквизиторы в свое время юридически регламентировать этот вид сделки. Придумать – придумали. Карать – карали. И очень больно, надо сказать. А вот определить процедурные моменты, разработать нормы и стандарты – кишка тонка оказалась.

Сами того не ведая, инквизиторы – фактом непростительно халатного отношения к тонкому процессу продажи души – подставили современных любителей экзотики. Ныне на электронных торгах сплошная путаница. Во-первых, никто не знает стоимости сырья, из которого изготовлена душа, а следовательно, не имеет возможности даже приблизительно определить ее товарную цену. Это, согласитесь, плохо. Потому что нельзя определить, где кончается порядочная, честная торговля и начинается злорадный демпинг.

Вторая сложность, доставшаяся в наследство от инквизиторов, – и за нее отдельное "спасибо" – это отсутствие знания о товарной кондиции души. К сожалению, нигде не сказано, какие души считаются негодными для продажи или не подлежащими продаже. Таким образом, у покупателя есть риск приобрести некондиционный товар, а это, согласитесь, в иных случаях даже хуже, чем переплатить.

В-третьих, возможность многократной продажи одной и той же души в силу ее виртуального характера. Вот, к примеру, компьютерную программу можно размножить и продать несколько тысяч раз. А душа? Копируется ли душа? Требуется ли для ее копирования какое-либо специальное оборудование, или же ее резервная копия создается автоматически при заключении каждой сделки купли-продажи? Если нужно оборудование, то какое именно?

Далее. Почему-то нигде, кроме как в художественной литературе, нет ни единого образца договора купли-продажи, а кроме того, не выработано никаких норм передачи души из рук, так сказать, в руки.

На все эти вопросы средневековые гонители прогресса ответов, к сожалению, не оставили. В Интернете тоже немного информации на эту тему, и вся она, в основном, касается процедурной части продажи души дьяволу. Ни единого слова о том, как продавать душу человеку!

А между тем появились уже первые жертвы возмутительной недобросовестности средневековых схоластов. Упомянутый в начале статьи Василий Потапов, например, оказался перед реальной угрозой сесть в американскую тюрьму на целых три года. Ибо хозяин аукциона потребовал от душепродавца доставить товар покупательнице, и если Василий не выполнит это требование, он будет привлечен к ответственности за мошенничество.

И это, уверена, только начало. Единственное, что может предотвратить неразбериху и хаос в деле купли-продажи душ, – это срочная разработка юридических норм соответствующего характера. Эту важную, давно назревшую задачу должны решить как можно скорее, иначе... сидеть будут многие. И совсем не в виртуальной тюрьме.

Выбор читателей