Нефть – это еще не синоним хорошей жизни

Если в правительстве возобладает точка зрения, что стране достаточно двух-трех нефтедобывающих компаний, то тогда ничего менять не надо: нынешние законы действуют именно в этом направлении

Политика государства в нефтяной отрасли ведет к вымиранию независимых нефтегазодобывающих предприятий – таким был лейтмотив экстренного заседания в Государственной думе, посвященного сегодняшнему положению малых и средних предприятий в нефтегазовой отрасли. Об этом после заседания корреспондент "Yтра" Татьяна Юрьева побеседовала с генеральным директором Ассоциации малых и средних нефтегазодобывающих организаций "АссоНефть", кандидатом экономических наук Еленой Корзун.


Татьяна Юрьева: На этом заседании, проведенном Комитетом по энергетике и межфракционным объединением "Энергия России", положение малых и средних нефтегазодобывающих компаний было названо критическим. Как обстоят дела в этом секторе по Вашему мнению?

Елена Корзун: Положение малых и средних предприятий действительно сложное; особенно оно обострилось в конце прошлого – начале этого года. Ряд предприятий, не сумевших преодолеть финансовые трудности, прекратили существование как самостоятельные субъекты рынка, другие еле-еле сводят концы с концами, и почти все были вынуждены консервировать на неопределенный срок ранее начатые стройки.

Т.Ю.: Чем вызвана сложившаяся ситуация?

Е.К.: Мы видим две группы причин.

Первые носят конъюнктурный характер. Это снижение цен на нефть в конце прошлого и начале нынешнего года на мировом рынке и падение их на внутреннем. Производя только нефть и не имея перерабатывающих мощностей, малые и средние предприятия остро реагируют на ценовые колебания на рынке и первыми несут финансовые потери. Если снижение цен на нефть на мировых рынках было вызвано такой глобальной причиной как замедление развития экономики в США, Японии и в некоторых других высокоразвитых странах и возникший вследствие этого переизбыток предложения сырой нефти, то ситуация с ценами на внутреннем рынке, по нашему мнению, имеет другую природу. Поступательное экономическое развитие России продолжается третий год. Спрос на нефтепродукты остается длительное время достаточно устойчивым, о чем свидетельствует относительно небольшое снижение оптовых цен на них в начале года и практически стабильные розничные цены. При этом в начале года наблюдалось резкое падение внутренней цены на сырую нефть, которое было обусловлено перепроизводством нефти и разбалансированностью внутреннего рынка, вызванной запретительными экспортными пошлинами на нефтепродукты.

Сейчас ситуация изменилась к лучшему. Экспортные цены достигли справедливого уровня (свыше 22 $/баррель), поползли вверх и внутренние цены. Однако малым и средним предприятиям будет непросто восстановить свои финансовые потери, тем более что объемы экспортируемой ими нефти сократились. Если в первом полугодии 2001 года они экспортировали около 55% добытой ими нефти, а 45% поставлялось на внутренний рынок, то с середины 2001 года это соотношение изменилось. Теперь малые предприятия на внешний рынок поставляют только 35% добытой ими нефти, на внутренний – 65%. Вследствие этого объем экспорта снизился в расчете на год на 4-6 млн. тонн, в результате предприятия недополучат в нынешнем году порядка 25 млрд. рублей.

Вторая группа причин, повлиявших на экономическое положение малых и средних предприятий, носит более глубокий характер. Все их можно свести к одной: отказ государства от регулирования нефтяной отрасли и отсутствие у него продуманной стратегической линии по ее развитию. Государство не принимает во внимание всего многообразия условий, в которых работают малые и средние предприятия. Так, для всех нефтедобывающих предприятий установлено единое налогообложение – как для эксплуатирующих высокопродуктивные месторождения, так и для тех, кто работает на нефтяных "неудобьях". В результате новое налоговое законодательство, действующее с 2002 года, привело к увеличению налоговой нагрузки для малых предприятий до 85% от получаемой выручки. Эти налоговые новшества, по нашим подсчетам, приведут к тому, что к концу года десятки месторождений будут выведены из эксплуатации при неблагоприятной конъюнктуре цен на внутреннем рынке. Кроме того, отмена инвестиционных льгот на деле обернулось для многих малых и средних предприятий незаслуженным наказанием за инвестиционную активность.

Никак не регулируются отношения малых и средних предприятий в вопросах доступа к инфраструктуре крупных холдингов. В правовом отношении они беззащитны и предоставлены сами себе.

Т.Ю.: И какие меры, по-Вашему, необходимо предпринять?

Е.К.: Назовем две группы мер: те, которые нужно и можно принимать незамедлительно, и меры стратегического характера, рассчитанные на более длительную перспективу.

Прежде всего, необходимо определить статус малых и средних нефтедобывающих предприятий. Сейчас, с точки зрения действующего закона, в нефтяной отрасли таких предприятий вроде бы и нет, хотя в практической работе понятие "малые и средние" давно вошло в обиход. Действительно, нельзя же ставить на одну доску предприятия, добывающие до 500 тыс. тонн нефти в год, и крупные нефтяные холдинги. Мы предлагаем понимать под "малыми" предприятиями те, где добывается не более 500 тыс. тонн нефти в год, и "средними" – с объемом добычи от 500 тыс. до 2,5 млн. тонн. Эти критерии утвердились в мировой практике, и теперь их надо закрепить законодательно. Разумеется, к категории малых и средних могут быть отнесены только юридические лица, не являющиеся дочерними по отношению к российским нефтедобывающим организациям.

Сверхострой для малых и средних предприятий является проблема доступа на внутренний рынок. Как известно, все нефтеперерабатывающие мощности в стране принадлежат крупным компаниям. Пользуясь этим, они ограничивают доступ малым компаниям к НПЗ, особенно в периоды так называемого перепроизводства нефтепродуктов. Здесь требуется государственное вмешательство и выработка правил поведения на рынке.

Как мы уже говорили, для экономического положения малых и средних предприятий, особо важное значение имеет экспорт нефти. Мы считаем необходимым изменить принцип доступа к рынкам дальнего зарубежья. Он должен исходить не только из экспорта сырой нефти, но и учитывать экспорт нефтепродуктов. Такой принцип действовал 5 кварталов и показал свою эффективность для малых компаний. Фактически были выровнены условия для компаний, у которых есть экспорт нефтепродуктов, и для компаний, которые работают без него. Однако он почему-то был отменен.

До сих пор действует практика 20-процентного ограничения экспортных поставок для недоимщиков по налогам. На 1 февраля т.г. из числа малых компаний было 24 недоимщика. Их общая задолженность составила всего 2 млн. рублей, а ограничения на поставку нефти определились 15 тыс. тонн. По масштабам страны это мизерная величина, но для малых и средних предприятий она чревата потерей выручки в размере 50 млн. рублей. В свою очередь, государство недополучит от этих компаний налогов на 22 млн. рублей. Уменьшение экспорта загоняет компании-недоимщики в порочный круг, когда одна задолженность порождает следующую и, фактически, выводит эти предприятия на грань банкротства. Спрашивается – кому нужна такая финансовая политика? Для того чтобы ее изменить, не надо никаких законов, достаточно отменить Постановление Правительства №589 от 2 июня 1999 г.

Вторая группа мер относится к числу стратегических. Государству пора определиться, по какой институциональной модели будет дальше развиваться недропользование. Если возобладает точка зрения, что стране достаточно двух-трех нефтедобывающих компаний, то тогда ничего менять не надо: нынешние законы действуют именно в этом направлении, а новая налоговая система стимулирует вывод из эксплуатации многих месторождений. Но такая политика, с нашей точки зрения, была бы близорукой и не отвечала бы задаче рационального недропользования.

Мы также исходим из того, что нужно внести изменения в налоговое законодательство, сделать его гибким и учитывающим многообразные условия, в которых работают предприятия. Для этого следует ввести поправочные коэффициенты к единой налоговой ставке, которые сделали бы эксплуатацию малопродуктивных месторождений выгодной.

Сейчас в Думе обсуждается проект Закона "О магистральном трубопроводном транспорте". Существующая редакция этого проекта в части, относящейся к качеству нефти, в значительной степени затрагивает интересы ряда малых и средних добывающих организаций, осуществляющих добычу нефти на месторождениях с повышенным содержанием серы (Республика Татарстан и Удмуртия). Скидки за качество нефти могут достигнуть десятков долларов за тонну. Это выведет указанные предприятия за черту рентабельности, они откажутся от добычи высокосернистой нефти, и эти запасы будут безвозвратно потеряны. Про разработку низкокачественных месторождений можно будет надолго, если не навсегда, забыть.

Т.Ю.: На заседании было решено обратиться к правительству и к президенту для принятия срочных мер. Как Вы считаете, есть надежда, что они прислушаются к вашему мнению?

Е.К.: Хотелось бы надеяться, особенно учитывая, что высказанные мною соображения разделяются практически всеми руководителями малых и средних предприятий и учеными, работающими в сфере недропользования. Они неоднократно озвучивались на разного рода форумах – от парламентских слушаний до научных конференций. Однако последние высказывания руководителей государства о необходимости поддержки малого бизнеса, к сожалению, никак не касаются нашего сектора экономики. Мы понимаем значение для страны развития предприятий легкой, пищевой промышленности, сферы услуг. Однако отечественной экономике нужны и небольшие предприятия в недропользовании.

Т.Ю.: Сколько еще, по Вашим расчетам, малые и средние нефтегазовые предприятия смогут продержаться на плаву? И что произойдет на рынке нефти и газа с исчезновением независимых нефтегазодобытчиков?

Е.К.: Наши предприятия обладают большим потенциалом для развития. Это они доказали, когда в непростых условиях 1994-1999 гг. сумели нарастить производство в три раза. Поэтому вряд ли нужно ставить вопрос о временных рамках, в которых они смогут продолжать свое существование. Тем не менее, сейчас, когда они переживают трудные времена, им особенно нужна государственная поддержка. Это понимают теперь и законодатели, которые уже не раз на парламентских слушаниях обсуждали сложившуюся ситуацию. Если меры к ее исправлению не будут приняты, то процесс уменьшения числа малых предприятий продолжится. В этом случае страна недополучит добываемую ими нефть и налоги от ее реализации, снизится уровень экономической безопасности страны, а о рациональном использовании месторождений нефти останется только мечтать.

Выбор читателей