Поразительная безропотность христиан

Нельзя в политический конфликт о принадлежности территории вносить элемент межконфессионального противостояния, но тем более нельзя политкорректно делать вид, что ничего страшного не случилось

В конфликт на Ближнем Востоке кроме официально номинированных сторон (израильтян и палестинцев) волей-неволей втянуто большое количество иных участников. Причем если активность (а лучше сказать – настырность) некоторых из них вызывает всеобщее раздражение, то другие просто обязаны были бы вмешаться в силу своей природы, но предпочитают почему-то прятаться за чужими спинами. К первым относятся прежде всего Соединенные Штаты и европейские гуманитарии. Америка не скрывает, что кровь людская для нее есть водица, а интересы лежат не в сфере прекращении насилия как такового, но в области контроля за бесперебойностью поставок нефти. Для достижения своих целей США разрешают себе воевать, например, с Ираком, но не разрешают воевать Израилю с арабами, так как это противоречит американским интересам. Позиция Штатов прагматична и полностью отвечает собственным национальным нуждам. Позиция Европы не менее активна, но эффективность её обратна американской. Чем больше европейские гуманитарии рассуждают о необходимости мирного урегулирования – тем больше становится жертв конфликта; чем громче раздаются лозунги об "отсутствии военного пути решения" – тем очевиднее становится, что арабы и израильтяне хотят и будут воевать. Цели Европы на Ближнем Востоке неясны, авторитетом европейские "резолюции" у конфликтующих сторон не пользуются.

Однако куда больший интерес представляет пассивная (во всех смыслах) сторона конфликта – христианские церкви и христианская общественность всех пяти материков. Неделю назад политический конфликт между израильтянами и арабами вышел за рамки собственно политики и стал конфликтом чуть ли не межконфессиональным. Иудеи и мусульмане перенесли свои, извините, разборки на территорию храма Рождества Христова в Вифлееме и тем самым затронули интересы всех христиан Земли. Какова же была реакция церквей и паствы? Полное равнодушие! Правительства стран, называющих себя христианскими, молчат, Папа Римский молчит, Русская Православная Церковь потребовала вернуть ей собственность, расположенную рядом с Храмом, и только. Телекомпании христианских стран живо обсуждают, сколько осталось еды у находящихся внутри храма арабов, не более того.

А теперь представьте, как бы отреагировал мусульманский мир, если бы отряды иноверцев захватили Каабу? Да что там, одно появление безоружного Шарона у мечети Аль-Акса стало причиной сегодняшней интифады... А что творилось бы в той же Европе, если б взвод десантников в Чечне выбрал своим опорным пунктом деревенскую мечеть? Телевизор бы вывернуло наизнанку от праведного гнева борцов за свободу совести! А тут: две роты солдат и главный храм всех христиан – и тишина... Безусловно, арабы и израильтяне имеют право выяснять меж собой отношения, но у них нет никаких прав делать это на территории третьих сторон. Нельзя в политический конфликт о принадлежности территории вносить элемент межконфессионального противостояния, но тем более нельзя политкорректно делать вид, что ничего страшного не случилось. Христос учил смирению и миру, но не равнодушию и попранию святынь. Он во гневе изгнал из храма торговцев; сегодня христианские силы всего мира должны приложить максимум усилий для того, чтобы оказать давление на мусульман и иудеев, принудить их перенести свою войну в иное место.

К сожалению, надежд на организованное действие правительств или хотя бы религиозных организаций в деле освобождения храма Рождества Христова нет. Политика двойных стандартов, которую проповедуют практически все правительства в мире, проявляет себя в полной красе. Христианские партии в Европе есть, даже у власти, а христианских действий нет; набожность американцев просто умиляет, но она просыпается ровно на полтора часа во время воскресного богослужения...

Справедливости ради стоит сказать, что из трех участвующих в конфликте сторон иудеи ведут себя достойнее всех – они уважают святые для людей иной веры места и не намереваются штурмовать храм. Арабы ведут свою политическую игру, пытаясь спровоцировать атаку, вызвать гнев христиан, поссорить их с иудеями. Их тоже можно понять: они решают свои задачи, чтут свои святыни; заботиться о других храмах – это не их дело. Но почему так пассивны те, чьи интересы ущемлены в первую очередь, – христиане? Потеря храма Рождества может стать предвозвестником глобального отступления христиан под натиском других религий – это отчетливо стоит понимать как церковным иерархам, так и простым верующим.


Фото AP © 2002 Associated Press

Выбор читателей