Ко мне, Мух... Спартак!

Недостатки "Спартака и Калашникова" все простительные – ну миленько, ну сладенько, ну пускай все люди вокруг хорошие, добрые и совестливые, так на то и нужен детский кинематограф, чтобы утверждать сиропные истины

Спартак и Калашников
Россия, 2002
Режиссер: Андрей Прошкин
В ролях: Ярослав Рощин, Даша Ямакасова, Ирина Розанова, Андрей Панин, Владимир Меньшов


Нынешние дети щенка Мухтаром уже не назовут, и кличка пограничного пса – Алый – им ничего не скажет. Современная кинология смешалась с киноведением, и экранную нишу, освобожденную Белым Бимом с черным ухом, заполнили элитные образчики зарубежных кинопород – Максы, Рексы и прочие одомашненные любимцы.

А еще нынешние дети не читали "Педагогическую поэму", не смотрели шедевральную "Республику Шкид" и не слышали раздирающе-трогательную песенку про то, что "у кошки четыре ноги". Да, по-настоящему детского кино современное чадо вообще не видело – "Гарри Поттер" не в счет, он к нам не имеет ровно никакого отношения, а про отечественные потуги даже вспоминать неохота.

Но вот свершилось – светло-романтическая, беспризорно-реалистичная, по-детски наивная и по-детски жестокая мелодрама нового времени – "Спартак и Калашников".

Образцово-показательный детский дом в центре Москвы, всего лишь шестьдесят детей. Лучший друг сироток – строгий, но справедливый директор; зарубежные спонсоры, компьютеры, стиральные машины, достаточное количество еды, в город отпускают... живи – не хочу. Главный герой фильма Саша Калашников не хочет. Ему тут собаку не дают завести, оставить в солидном заведении гигиенически небезопасного хулиганистого щенка овчарки, найденного на вокзале в сумке (все думали – бомба, а оказалась такая лапа, живая игрушка). И отправляется пацаненок со своим четвероногим другом в длительную одиссею, чтобы в финале вернуться все на тот же вокзал и при помощи обученного Спартака обезвредить уже настоящую бомбу и задержать настоящих преступников. Множество приключений, хороших и разных – от несложной работы в элитной собачьей гостинице до взломанной вокзальными беспризорниками "фаст-фудной" забегаловки – имеют общую тенденцию. Саша Калашников всегда бежит от хорошего, как только возникает подозрение, что для этого "хорошего" придется пожертвовать псом. Он готов жертвовать сытой жизнью, привычным местом, привязанностью других людей, готов предавать и обманывать, лишь бы не расставаться со Спартаком. Уйти от материнской заботы хозяйки гостиницы для собак. Ограбить кодлу беспризорников – вокзальных попрошаек, взявших его в свою семью. Сбежать от отеческого надзора начальника ведомственной части для служебных собак. Пусть даже там Спартаку хорошо живется, но ежели они не могут быть вместе, ежели добрейший полковник грозит отдать Калашникова в Суворовское училище или вернуть в детский дом – то на фига мальчику с собакой такая доброта и щедрость!

Удачный дебют молодого режиссера Андрея Прошкина, которого все предупреждали – "самое сложное работать с детьми и животными", беспроигрышен как раз этой самой сложностью. Во веки кинематографических веков дети и животные – главные объекты умиления, с такими персонажами любой сюжет становится козырной картой. И если в классическую мелодраму подмешать немного доброго и простого юмора – окунуть вреднючего белоснежного пуделя по кличке Доллар в ведро с зеленой краской, одеть подростка в девчачьи шмотки, вложить в уста главного героя реплики типа "мама у меня в Англии, а я не уехал – вот, на вокзале живу, потому что я Родину люблю" и прочее, то успех фильму просто обеспечен. А недостатки все простительные – ну миленько, ну сладенько, ну пускай все люди вокруг хорошие, добрые и совестливые, так на то и нужен детский кинематограф, чтобы утверждать сиропные истины. Грязи и чернухи в реальной жизни более чем достаточно, чтобы все это еще и на большой экран тащить. И даже в придуманном зрелище с реалиями переборщили – возможно, что с 1 июня (Международный день защиты детей) свежеотснятому фильму грозит скоропостижная пенсия. Потому что именно с этого дня входит в действие закон, регламентирующий присутствие на экране табачного дыма. Надо ли говорить, что некурящих или непьющих детей и подростков в "Спартаке и Калашникове" попросту нет. Ну жизнь такая: улица, вокзал, детдом, тяжелое детство, деревянные игрушки – как же тут попрешь против правды жизни. Зато можно утешиться тем, что при съемках ни одно животное не пострадало – и даже королевских кровей пудель Доллар не лез в ведро с зеленой краской, для этого были дублеры. А у самого главного пса дублеров было аж 14 штук, и четверо дрессировщиков.

И все живы-здоровы.


Фильм можно увидеть с 11 апреля в кинотеатре "Пять звезд".

Выбор читателей