Иномаркам перекрывают простые пути

Антимонопольные органы посчитали таможенный "зеленый коридор" нарушением конкуренции. МАП провело расследование и по его результатам потребовало от ГТК отмены подобной практики

О том, как подтолкнуть импортеров к добросовестной уплате таможенных пошлин, задумывались все последние руководители Таможенного комитета (ГТК). Еще при Драганове была озвучена идея "зеленого коридора". Суть ее в том, что фирмам, не замеченным в нарушении таможенных правил, разрешается упростить процедуру ввоза: достаточно заранее заявить стоимость товара и оплатить причитающиеся платежи авансом. При этом сроки таможенного оформления уменьшаются с 2-3 дней до 2-3 часов, так как основное время при пересечении товарами границы тратится именно на определение таможенной стоимости. Кроме того, хотя об этом не принято говорить вслух, отпадает и необходимость дачи "барашков" каждому мелкому чину, стоящему на пути фуры.

Несмотря на горячую поддержку инициативы таможни как самими импортерами, так и частью правительства, упрощенный порядок удалось ввести только для иномарок, а в феврале этого года – для бытовой техники. В планах ГТК – введение такого же порядка для импорта мебели. Как говорят таможенники, пошлины на эти виды товаров одни из самых высоких, поэтому у импортеров всегда есть соблазн обойти закон.

Статистика по "белому", "серому" и "черному" импорту официально не ведется. Есть только экспертные оценки, разнящиеся между собой и с точкой зрения ГТК. Но, если привести к среднему арифметическому полярные оценки, можно сказать, что не менее 40-60% импорта бытовой техники и мебели идет по "серым" схемам. Большая часть нарушений лежит в области занижения таможенной стоимости.

Что касается иномарок, то основная масса нарушений лежит в области импорта подержанных машин. Новые машины, по словам представителей ГТК, практически все ввозятся легально. Это, по мнению таможни, результат введения практики упрощенного порядка определения таможенной стоимости: ради скоростной "растаможки" фирмы готовы добросовестно оплачивать все пошлины.

Такой точки зрения придерживаются и крупные импортеры данных видов товаров. Например, введение упрощенной процедуры для бытовой техники активно поддерживалось "РАТЭК" – ассоциацией, объединяющей 80% импортеров этих товаров. По их мнению, подобный порядок, за счет увеличения скорости прохождения границы и уменьшения оплаты простоя грузов, лишает "серых" импортеров тех конкурентных преимуществ, которые последние имеют за счет снижения издержек обязательных платежей.

Но именно нарушением конкуренции посчитали упрощенный порядок оформления антимонопольные органы. По их мнению, предоставление льготного порядка ставит конкурирующих импортеров в неравное положение. МАП провело расследование и по его результатам потребовало от ГТК отмены подобной практики.

Таможенный комитет не согласился с аргументами МАП и подал в суд иск, оспаривающий решение антимонопольных органов. Как сообщили в пресс-службе ГТК, импортеры самостоятельно выбирают, каким порядком им пользоваться, и перечень добросовестных импортеров в ГТК открыт для всех. Правда, в ГТК не скрывают, что к тем, кто решил пользоваться старыми схемами, применяется очень тщательный контроль.

Но мнение антимонопольных органов поддерживается и многими независимыми экспертами. Так, они отмечают, что отсутствие формальных барьеров к вхождению в перечень ГТК не означает отсутствия таковых фактически. "Показать чистую растаможку могут позволить себе только крупные, хорошо стоящие на ногах фирмы", – говорит один из них. По его словам, для крупного импортера не сложно провести часть товара легальным путем, в то время как его основная масса идет все по той же "серой" схеме. Практически, отметил эксперт, вхождение в перечень ГТК – не что иное, как получение индульгенции на "позволительный" процент "серого" импорта. По приблизительным оценкам, легально по "зеленому коридору" в таком случае идет 20-30% товара. Подобные предположения были недавно подтверждены: следственным комитетом МВД возбуждено дело против фирмы "Панавто", состоящей в списке ГТК. Один из самых крупных дилеров DaimlerChrysler обвиняется в нарушении законодательства при ввозе около 300 автомобилей этой марки.

Чьи аргументы покажутся суду весомее, должно стать ясно в ближайший понедельник. Но МАП не собирается останавливаться на достигнутом. По имеющимся сведениям, сейчас министерство проверяет находящиеся в ГТК перечни импортеров, обладающих теми или иными преференциями, на предмет соответствия антимонопольному законодательству.

Выбор читателей