Геликономания

На праздновании 12-летия театра "Геликон" появилась возможность посмотреть все то, за что этот театр одни считают самым стильным оперным коллективом в стране, а другие... просто не понимают

В Москве не так уж много театров, которые могут по праву считаться эталоном отечественных достижений в области культуры, какими некогда при советской власти были Таганка или Ленком. Сейчас эти последние представляют разве что реликтовый интерес, и скорее знамениты своим названием, хотя прославленные режиссеры продолжают ставить спектакли.

Это может показаться удивительным, но наибольший интерес у людей среднего возраста и, я бы сказал, представителей нарождающегося среднего класса вызывают скорее музыкальные театры и антрепризы, ставящие то кассовые мюзиклы, то привозящие в Большой итальянские спектакли. Отчасти это естественный процесс: кино так или иначе теснит традиционный театр, которому в условиях более-менее отрытого общества, к какому мы постепенно приближаемся, бороться с режимом путем сценических манипуляций вроде бы не пристало. Поэтому зрительский интерес перемещается в сторону захватывающего действия, которое гораздо легче создать, если речь идет о певческом, а в нашем случае – оперном искусстве. Играя на сцене, очень легко схалтурить, и никто не обратит внимания – ну не "перевоплотился" актер, что ж поделать. А вот халтурить, исполняя арию, – это уж извините, тут зритель обычно со слухом дружит. Да и в целом в музыкальном театре все гораздо сложнее, а потому и производит соответствующее впечатление.

Хотя тут все не так однозначно. С одной стороны, публика в нашей стране, многие годы прошлого века мучимой телевизионной рутиной бесконечных трансляций из больших и малых академических театров (одно дежурное "Лебединое озеро" чего стоит) и всяческой якобы передаваемой по заявкам трудящихся симфонической музыки, привыкла с опасением относиться к классике, предпочитая "мыльные" жанры. Поэтому те театры, которые не смогли "перестроиться" под новую идеологию, отошли на заслуженные задворки. С другой – мы так или иначе вливаемся в европейский культурный процесс; я хорошо помню оторопь на лице знаменитого дирижера "Ла Скала" Клаудио Аббадо, когда телекомментатор Виноградова на "голубом глазу" спросила его – как вы считаете, опера отмирает, или еще ничего, дышит?

Да, в мире, где оперное искусство почитается едва ли не самым уважаемым из всех сценических действ, ему вряд ли грозит потеря влияния. Это понимают и отечественные культуртрегеры.

Одним из тех, кто уловил эти веяния, стал Дмитрий Бертман, создатель и бессменный руководитель одного из самых интересных московских театров – "Геликон-оперы". Возглавляемому им коллективу на днях исполняется 12 лет, что отмечено в афише театра серией гала-концертов.

Для тех, кто никогда не был и вообще не слыхивал о таком театре, стоит немного пояснить, чем театр Бертмана отличается от других аналогичных. Это, несомненно, театр авангардный и, по большей части, постмодернистский. То есть с точки зрения музыкального искусства никакого особенно предпочтения, скажем, наследию композиторов-модернистов ХХ века не делается, скорее даже напротив. На почетных местах в репертуаре творения Верди, Бизе и Чайковского. Камерная сцена и зал на 240 мест в старинном княжеском особняке на Большой Никитской с трудом позволяет ставить монументальные творения Вагнера, но зато вполне подходит для экспериментов с Оффенбахом.

Суть представления в "Геликоне" заключается в сценической концепции любой постановки. Это всегда какая-нибудь театральная affair, некий специальный ход, воплощенный с подачи режиссера его замечательными соратниками: художниками, сценографами, актерами и высокопрофессиональными, часто приглашенными музыкантами, например (как в случае недавней премьеры "Фальстафа"), восходящей звездой дирижирования Т.Курентзисом.

"Геликон" – это всегда и в первую очередь зрелище. Эксперименты в области сценографии в "обычном" театре – общее место, но оперное искусство, как правило, весьма и весьма консервативно. Дмитрий Бертман в стиле ставшего уже классическим постмодерна нарочито мешает все жанры и направления, превращая свои спектакли в феерии, чуть ли не в мюзиклы. Порой кажется, что отсутствие в нужном месте улыбки на лицах зрителя приравнивается к провалу постановки. В этом смысле тонкое чувство юмора и стильность входит в число наиболее привлекательных свойств "Геликона". Если бы при этом не весьма строгое и высокопрофессиональное, неукоснительное следование музыкальной партитуре представляемых оперных шедевров, классный оркестр и тщательный подбор голосов, его спектакли могли бы превратиться в балаган. А так – это образцы новаторского искусства, праздник и карнавал, порой стопроцентно улучшающий восприятие затасканных образцов классики, уничтоженных многолетним тиражированием и бездарными постановками.

В эти субботу и воскресенье "Геликон" даст два представления, посвященных очередной годовщине театра, а в минувший четверг была проведена генеральная репетиция, вернее, концерт для друзей и поклонников. Зал, естественно, был переполнен знаменитостями и коллегами артистов. Уже на подходе конная милиция охраняла участок, по которому перемещались герои постановок, во дворе здания ХVIII века играл военный духовой оркестр, а счастливый Дмитрий Александрович Бертман фотографировался со всеми гостями.

Внутри вас встречали венецианские маски, все было чрезвычайно интеллигентно и, как всегда на праздники в "Геликоне", сопровождалось шампанским и конфетами. Фуршет, естественно, получил развитие в антракте, когда появились закуски и вина. По этому поводу директор сообщил, что маленькое кафе внутри театра теперь станет рестораном "Геликономания", откуда незамедлительно последовал огромный торт.

Но, конечно, дело не в угощениях, хотя в репертуаре оперного кафе, о котором мы уже писали, есть несколько симпатичных вещиц, во время которых зрителей кормят и поят.

Концерт к дню рождения был построен как маскарад с участием всей труппы, разряженной в костюмы из постановок Бертмана, но поющей знаменитые арии из других опер, большая часть которых сейчас не входит в репертуар. Конечно, как всегда, эффект был рассчитан на знатоков как самого оперного репертуара, так и экспериментов режиссера. И, самое главное, было очень смешно.

Дирижировал всем этим капустником два дня как получивший звание народного артиста России Владимир Понькин, чему, кончено, все были особенно рады. Это действительно один из самых замечательных мастеров, и театр гордится сотрудничеством с этим музыкантом.

Описывать забавные сценки в исполнении ведущих солистов "Геликона" не хватит места; то и дело зрители прерывали певцов хохотом и хлопками, и вообще атмосфера соответствовала скорее светскому балу, чем оперному спектаклю. На это и была ставка.

Лучшие силы выдавали максимум своих театральных способностей, и вечер постепенно перерос во всеобщее восторженное ликование. Дирижер бегал по залу с бутылкой шипучего, переговаривался с публикой, кидал розы примадонне, актеры давились зефиром и пили вино, хор был наряжен в костюмы персонажей всех спектаклей разом, и искрящийся режиссер сам кричал "браво" с последнего ряда.

По сути, в этом концерте был выражен основной творческий стиль театра – полифония, смешение жанров, бесконечные цитаты и над всем этим – великая музыка, которая призвана вдохновлять тех, кто к ней прикасается по обе стороны рампы. Сей спектакль принес ощущение мгновенного счастья всем участникам и был самым лучшим подарком к юбилею. Его окончание сопровождалось овацией стоящего зала.

Да, кстати, должен сообщить одну важную новость. Летом в репертуаре "Геликона" появится никогда не исполнявшаяся в России опера одного из создателей так называемой серийной музыки, ученика великого Шенберга Альбана Берга – "Лулу".

Не знаю, первоапрельская ли это шутка, но сам Бертман в дневном шоу НТВ "Домино" заявил, что главную роль исполнит телеведущая Елена Ханга. Когда я это услышал в самый день дураков, то, конечно, усомнился, хотя чем черт не шутит. Однако на гала-представлении, правда не на сцене, а среди зрителей, углядел-таки темнокожую прелестницу и даже хотел подойти поинтересоваться – не репетирует ли она арии отравительницы из неоконченного творения венского классика. Да как-то постеснялся. Ладно, ближе к премьере мы это выясним у самого постановщика, интервью с которым к тому времени, я надеюсь, представим вашему вниманию.

А пока – еще раз примите наши поздравления, дорогие артисты!

Выбор читателей