Хмурый менестрель

На концерте в Москве Ритчи Блэкмор выглядел уставшим. Впрочем, на качестве гитарных соло это не отразилось – правда, количество этих соло было меньшим, чем хотелось бы зрителям...

Перед началом концерта устроители трижды по громкой связи увещевали посетителей выражать эмоции аплодисментами, а не свистом, и почти умоляли "не требовать исполнения песен из прошлого репертуара Ритчи Блэкмора". Видать, поклонники по всему миру уже изрядно достали его подобными просьбами...

Но Blackmore’s Night все-таки изначально создавалась для другой музыки, и с момента образования группы Ритчи обожает давать концерты в старинных рыцарских замках и храмах. Поскольку ДС "Лужники" замок напоминает весьма отдаленно, декораторам пришлось вложить в оформление сцены некоторую долю фантазии, дабы создать соответствующий антураж и настроение. В итоге получилась ни дать ни взять опушка леса перед крепостной стеной: бутафорские деревца то там то сям, микрофонные стойки перевиты стеблями вьюнка – прямо сценка из деревенской жизни. Клавиши, закамуфлированные соломенными прямоугольниками, должными, по идее, изображать копны сена. Миниатюрные какие-то стожки, ну да ладно – в конце концов, народ сюда пришел Блэкмора слушать, а не сельскими видами наслаждаться.

...Гаснет свет, отблески молний озаряют стены старинного рыцарского замка, зал содрогается от раскатов грома – и (ликование публики!) на сцене наконец появляются долгожданные Blackmore’s Night во главе с Ритчи и Кэндис. Длинное, "завернутое" готическое вступление предваряет "Shadow on the Moon" – первая вещь с их первого альбома.

Группа действительно выглядит как пестрая толпа средневековых музыкантов, странствующих по свету. Разодеты "под старину": камзолы, плащи... Ритчи – хмурый менестрель в черном, в течение всего концерта был сосредоточенно серьезен, хотя соло делал с видимым удовольствием, но при этом расслабляться себе не позволил ни разу. Кэндис – его белокурая муза, чистый голос, молодая, задорная.

Большинство пауз между песнями она умудрялась заполнять довольно продолжительным трепом на темы, более-менее имеющие отношение к последующим песням. Ритчи в это время с отрешенным видом отхлебывал глоток-другой пива, стоящего на одной из колонок. Из остальных музыкантов не могу не отметить мастерство Криса Дивайна – скрипача, флейтиста и гитариста. Ас, настоящий виртуоз, он составлял блестящую партию Блэкмору во многих его сольных выходах, до боли напоминая дуэли Блэкмора и Лорда на концертах Deep Purple – только сегодня на концертах вместо клавиш гитару передразнивает скрипка. Да, чувствуется, в душе Ритчи все равно скучает по живой рок-н-ролльной атмосфере Rainbow и Purple, что бы там ни говорилось "на публику".

В начале концерта драйва еще мало. Само по себе выступление в пятитысячных "Лужниках" – нонсенс для Blackmore’s Night; их хорошо слушать в подвальчиках человек на двести, сам характер музыки предполагает особую камерную атмосферу. Но... это первый визит Блэкмора в Россию – поэтому пришлось искать компромиссный вариант. К слову сказать, кассы в день концерта украшала гордая надпись "Sold Out" – все билеты проданы; в силу последнего обстоятельства для гг. журналистов места оказались отведены чуть ли не за сценой – издержки фантастической популярности Блэкмора в России, зал ведь не резиновый...

Первый сольный выход Блэкмора публика встречает бурно, ревом и свистом, невзирая на все предупреждения и увещевания: можно по-разному относиться к тому, что Ритчи делает сейчас, но для очень многих рок-фанов он остается культовой фигурой, и выступление мастера в нашей стране даже в составе Blackmore’s Night – событие, как ни крути, знаковое. Как ранее говорилось, концерт в Москве совпал с 57-м днем рождения Ритчи, поэтому трибуны нестройным хором все порывались исполнить "Happy Birthday to You" на языке оригинала. Блэкмор услышал и махнул им рукой в ответ; Кэндис же попросила зрителей просто поздравить именинника аплодисментами... Бурными, продолжительными... после чего была исполнена "Play Minstrel, Play!" – по-моему, символично…

Первые два ряда дорогущего партера отданы гостям в средневековых одеяниях (членам какого-то тайного фэн-клаба?). Прочая публика – в массе своей степенная, иногда по старой памяти еще волосатая, но практически без "косух" и бандан; с теплыми воспоминаниями о героическом рок-н-ролльном прошлом... Кое-кто из зрителей все же купился на призывы организаторов явиться на выступление Blackmore’s Night в карнавальных костюмах.

"Play Minstrel, Play!" – первый "утяжеленный" номер концерта, разбудивший зал и вызвавший овацию; "Under a Violet Moon", по сути, продолжила попытки менестрельским составом играть хард: в середине мощное соло скрипки (и, разумеется, гитары). Это уже сильно напоминает "ранний" Rainbow. Далее события развиваются по нарастающей, "Sixteenth Century Greensleeves" исполнялись уже вместе с залом: еще бы, старая любовь не ржавеет! Кэндис, конечно, не Дио, но эстафету от старых рокеров приняла с честью. Музыканты все тоже расколбасились на полную. Клавишник выплясывал, прыгал между своих соломенных стожков, казалось, еще чуть-чуть – и начнет кульбиты крутить. Крайне экспрессивная манера, в былые времена Дон Эйри вот так же плясал. А вы: Rainbow – не Rainbow...

Несколько раз зал расцветал огоньками: сначала "The Times They Are A Changing", чуть позже – "Soldier Of Fortune" (в сегодняшней интерпретации превратившаяся в нежную фолк-балладу). На заглавной композиции "Fires at Midnight" на сцене, словно в ответ, тоже вспыхнули факелы. Обилие "восточных" и готических мотивов, длинные импровизации, еще одна блистательная инструментальная "дуэль" и просто "убойное" гитарное соло – все это делает "Fires..." одним из центральных номеров шоу Blackmore’s Night. "Willage on a Sand" – еще одна иллюстрация тщетных попыток Ритчи в поиске компромисса между его псевдо-фолковым настоящим и рок-н-ролльным прошлым. "...И в борьбе с зеленым змием побеждает змий..." Эх!

На "бис" – "специально для России": "Gone With The Wind" (роскошная обработка песни времен Гражданской войны ("Полюшко-поле") и "Writing On The Wall" с темой из "Лебединого озера" Чайковского. Похоже, уже за кулисами Ритчи принял решение не выходить к публике в третий раз, потому что свет в зал дали не сразу.

Впечатление концерт оставил двойственное. С одной стороны, публика хорошо знает репертуар Blackmore’s Night – подпевали, хлопали, а с другой – слишком еще хорошо все мы помним его искрометные соло в "Highway Star", или "Super Trouper", или хотя бы базовый рифф из "Smoke on The Water", чтобы хоть немного не расстроиться от увиденного. Хотя, Ритчи сегодня влюблен и счастлив, или хочет быть таким. Он сам так решил...

Выбор читателей