Малый бизнес застрял в пробке

Предложенный предыдущей конференцией Совет представителей малого бизнеса при президенте превратился вначале просто в Совет предпринимателей, а затем – в представительство крупного бизнеса

Заседание III Всероссийской конференции представителей малых предприятий задерживалось – несколько членов президиума застряли в автомобильных пробках у Центра международной торговли. "Вот так всегда, – заметил президент Российского агентства поддержки малого и среднего бизнеса Виктор Ермаков, открывая заседание. – Перед малым бизнесом все время какие-то препятствия".

Малый бизнес в России – как сорняк. И выполоть полностью его не удается, и расти как следует не дают. Прошедший со времени предыдущей конференции представителей малого бизнеса год мало что изменил в этом плане. "Нынешнее положение с малым бизнесом не устраивает ни его представителей, ни руководство страны, – заявил министр по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства Илья Южанов. – Ни бизнес, ни правительство не могут считать решения конференции 2001 года выполненными".

Предложенный предыдущей конференцией Совет представителей малого бизнеса при президенте превратился вначале просто в Совет предпринимателей, а затем – в представительство крупного бизнеса. Рабочая группа по преодолению бюрократических барьеров при правительстве добилась принятия в августе 2001 года пакета дебюрократизационных законов, которые должны вступить в силу с 1 июля нынешнего года, но пока малый бизнес облегчения не почувствовал. Более того, сложилось критическое положение с лицензированием отдельных видов деятельности: из 80 положений о лицензировании приняты только 3, и многие компании, работающие в сферах, где требуется наличие лицензии, поневоле вынуждены нарушать закон.

Что же касается принятой с 1 января 2002 года второй части Налогового кодекса, то малый бизнес оказался сейчас в катастрофическом положении: налоговое бремя возросло в 2-4 раза. Разрабатываемый проект закона, который должен вступить в силу 1 января 2003 года, уже сейчас вызывает нарекания в той части, где прописаны льготы по налогообложению для малого бизнеса. Если, согласно положениям проекта закона, планка льгот будет установлена на уровне до 10 млн. руб. годового оборота при численности до 20 занятых, то, по мнению Южанова, льготироваться будут только слабые и неэффективные предприятия. Это дает основания опасаться ухода части малого бизнеса в тень.

Малый бизнес производит основную часть ВВП во многих промышленно развитых странах: до 70% в среднем по странам ЕС, 61% – в Японии, 40% – в США. В России вклад малого предпринимательства в ВВП не превышает 11%; более того, по прогнозу Минэкономразвития, в ближайшие 2-3 года темпы прироста числа занятых в этой сфере снизятся, число малых предприятий уменьшится на 2%, а вклад в ВВП составит не более 10-12%. Между тем, по словам председателя Торгово-промышленной палаты России Евгения Примакова, "пока малый бизнес не будет создавать хотя бы половины валового национального продукта страны, экономической стабильности не будет".

Центральными вопросами для малого бизнеса по-прежнему остаются снижение административных барьеров, налоги, ресурсное и материальное обеспечение. Что касается разбюрократизирования, то, согласно проведенному ТПП России опросу, 55% предпринимателей считают, что в результате принятых в последний год решений стало только хуже, и лишь 2% отмечают улучшение. О налоговом бремени уже говорилось выше – Примаков назвал их "удушающими". А на поддержку малого предпринимательства государство тратит ничтожно мало: по словам председателя ТПП, из поступивших от малого бизнеса отчислений в бюджеты разных уровней назад, в виде государственной поддержки, возвращается один рубль из 280-ти. Государству необходимо, считает Примаков, направлять на развитие малого бизнеса не менее 3% поступивших от него средств. Что касается ресурсного обеспечения, то наиболее остро перед предпринимателями стоит вопрос производственных помещений. Положение можно исправить принятием нормативных документов с прописанными порядком и условиями передачи неиспользуемых площадей и оборудования, которые полностью исключали бы коррупцию в этой области.

Тем не менее, некоторые подвижки в государственной поддержке есть – учитывая, что полноценное финансирование федеральной программы поддержки малого предпринимательства велось лишь в 2001 году. В частности, по словам Ильи Южанова, федеральная поддержка будет сконцентрирована на следующих направлениях: банковское и внебанковское кредитование малого бизнеса, развитие лизинга и франчайзинга.

В сфере банковского кредитования предусматривается субсидирование процентной ставки кредита, удачно примененное в сельском хозяйстве, и предоставление государственных гарантий. Правда, заметил Южанов, есть опасность, что эти меры, снимая часть ответственности с банков, приведут к падению строгости слежения за использованием кредита. Зато микрофинансирование малого бизнеса, проводимое сегодня при поддержке Европейского банка реконструкции и развития, показало свою высокую эффективность. Здесь самый высокий процент возврата кредитов – более 90%, и развитие этого вида кредитования считается правительством приоритетным. Сегодня потребность малого бизнеса в микрофинансировании составляет порядка $6,5-7 млрд. ежегодно, и только 7% этой потребности обеспечивается.

Не менее привлекательным является внебанковское кредитование через т.н. общества взаимного кредитования. В России уже существует 690 внебанковских компаний, и всё, что нужно для их развития, по словам Южанова, – это закон о создании обществ взаимного кредитования и борьба с банковским лобби, препятствующим развитию этой сферы.

О лизинге и франчайзинге говорили в последнее время много, но пока они развиты только в нескольких сферах. Между тем, как считает глава МАП, лизинг более привлекателен для предприятий, чем кредиты: во-первых, это финансовая, а не обычная аренда; во-вторых, процент выплат по нему ниже кредитной ставки, а срок погашения длиннее; в-третьих, нет нужды в обеспечении кредита. Пока, несмотря на имеющиеся положительные примеры, требуются большие усилия для развития этих услуг.

Сами предприниматели, кажется, уже теряют надежду быть услышанными. "Не надо слушать, что говорит власть, – посмотрите, что она делает, – сказал в беседе с корреспондентом "Yтра" один из делегатов съезда. – Складывается впечатление, что государство окончательно повернуло в сторону крупного бизнеса. Конечно, с несколькими большими компаниями легче иметь дело, чем с миллионами мелких собственников. Но если экономика страны держится на считанном числе олигархических структур, она является колоссом на глиняных ногах".

Выбор читателей