Геноцид в Панкисском ущелье

В Панкисском ущелье тайно от международных наблюдателей, правозащитников и сердобольных министров грузинского правительства происходит этническая чистка – чеченские боевики выживают осетин

В последнее время очень много говорится о ситуации на абхазско-грузинской границе, в частности в Кодорском ущелье, а в другой болевой точке Грузии – ущелье Панкисском, якобы наступили тишина и порядок. Операция против криминальных элементов вроде бы идет, успехи есть – об этом время от времени напоминают тбилисские силовики. На деле не меняется ничего – в Панкисском ущелье по-прежнему концентрируются чеченские боевики, сюда часто приезжают совещаться полевые командиры, отсюда в Россию переправляются партии оружия и боеприпасов, перебрасываются диверсионные группы, а в Грузию из Панкиси идет поток наркотиков, с которым, по выражению Шеварднадзе, "неплохо" справляются грузинские полицейские и спецслужбы. Между тем в Панкисском ущелье тайно от международных наблюдателей, правозащитников и сердобольных министров грузинского правительства происходит этническая чистка. За дело взялись мирные переселенцы из Чечни и "симпатичные" люди а-ля Гелаев, которые скупают недвижимость и выдавливают из региона немусульманское население. Однако в Тбилиси и бровью не ведут – чеченцы выживают из Панкисского ущелья осетин.

Как сообщают источники "Yтра" в правительстве непризнанной республики Южная Осетия, проживающие в Панкиси осетины, которых, по оценкам экспертов, там осталось всего несколько сотен (для сравнения: в конце 90-х годов – 3 тысячи человек), подвергаются постоянному запугиванию и угрозам физической расправы со стороны чеченцев.

Чеченцы угоняют скот, скупают виноградники, земельные участки и дома. Причем осетины, проживающие в ущелье, вынуждены расставаться со своим имуществом практически за бесценок. В противном случае они подвергаются репрессиям. В селе Халацани зафиксировано несколько случаев поджогов осетинских домов, хозяева которых отказались "по-хорошему" расстаться со своим имуществом. В селе Агрохи в результате запугивания и угроз чеченскими представителями скуплены 180 дворов, а Цинубани стало полностью чеченским селом. Всё это происходят при силовой поддержке боевиков, осевших в Панкисском ущелье. Как уже сообщало "Yтро", в Цинубани при полном вооружении и экипировке расположилось 50 боевиков полевого командира по кличке "Ажмет". А село Халацани, где время от времени чеченцами устраиваются поджоги, стало главной ставкой конкурентов Гелаева по кровавому ремеслу – братьев Ахмадовых, известных работорговцев и террористов. На счету этого клана – недавний громкий теракт в Грозном, во время которого погибло 18 чеченских омоновцев.

Все это происходит при молчаливом попустительстве грузинских властей. Фактически события в Панкиси, которое окружено блокпостами грузинских военных и полиции, пущены на самотек. На этой территории власть захватили криминальные элементы и "ичкерийские генералы". Осетинское население Панкисского ущелья беззащитно перед вооруженными чеченскими отрядами. "Особое" отношение к осетинам официальных властей Грузии проявляется даже в том, что Тбилиси признало осетинским только одно село – Думасури, хотя в реальности их здесь насчитывается более десятка. По мнению политологов, при таком развитии событий практически ВСЕ осетинское население будет вынуждено покинуть места своего проживания, а в Панкисском ущелье не останется места иноверцам. Здесь, как известно, строятся мечети и открываются учебные классы ваххабитов. О базах чеченских боевиков, где можно проводить боевые стрельбы и учиться ставить фугасы и мины, не раз сообщалось в СМИ.

Об осетинах, еще остающихся на территории Панкиси, проявляют заботу только власти непризнанной республики Южная Осетия. В Цхинвали заявили, что готовы предоставить осетинам, которые покидают дома предков под угрозой всеобщей "чеченизации", земельные участки на территории республики. Кроме того, власти Южной Осетии готовы обратиться за финансовой поддержкой в международные организации.

Притеснения осетинского населения начались в Панкисском ущелье не сегодня. Как известно, до начала грузино-осетинского конфликта в 1992 году там проживало около 14 тысяч осетин. Большая часть из них стала покидать эти места во время и после боевых действий. Затем ситуация на некоторое время относительно стабилизировалась. Новая беда пришла в конце 1999 – начале 2000 года, когда в Грузию перебралось около 10 тысяч беженцев из Чечни, среди которых оказалось немало боевиков. Уже в начале июня 2000 года осетинское население сел Панкисского ущелья обратилось к президенту Северной Осетии Александру Дзасохову и президенту Южной Осетии Людвигу Чибирову с заявлением об ущемлении их прав со стороны появившихся в селах чеченских беженцев. Осетины попросили предоставить им убежище. По словам председателя южноосетинского Комитета по делам национальности и миграции Бориса Чочиева, осетины Панкисского ущелья приводят факты произвола, "который выражается в угоне скота, насильственном отбирании имущества и других нарушениях их прав". Но ситуация не изменилась и через год. Бегство осетин со своей земли продолжалось: например, в первой половине июля 2001 года из Панкисского ущелья под угрозой смерти бежали две осетинские семьи – их разместили в Цхинвали.

Если в 2000 году в Панкисском ущелье проживало более 300 осетинских семей, то уже через два года (в апреле 2000 года) здесь осталось около 500 человек. Остальные снова стали беженцами. В Южной Осетии постоянно заявляют, что будут приветствовать меры грузинского руководства по защите всех жителей Панкисского ущелья вне зависимости от национальности, но чистка Панкиси по этническому признаку продолжается. И грузинские власти не усматривают в этом ничего неправильного.

Выбор читателей