Главное – чтобы костюмчик не жал

Сегодня дорожный костюм как таковой утратил свою неповторимость. Что носим в повседневной жизни – то и надеваем в дорогу

Современному человеку совершить путешествие в другую точку планеты – не многим сложнее, нежели сходить в гости к соседу. К его услугам все виды транспорта: от скоростного автомобиля до лайнера (даже космический туризм в недалеком будущем станет вполне заурядным явлением). А посему, отправляясь в дальний путь, мы особо не задумываемся, что надеть в дорогу. Деловые люди, путешествующие преимущественно самолетом, неизменно облачаются в строгий костюм и галстук; все остальные, вне зависимости от средства передвижения, натягивают на себя джинсы, полуспортивные штаны, удобные кофты, фуфайки и т.п. Просто, удобно и сердито. Мы уже давно не вспоминаем о том, что для наших предков подготовка к поездке (даже на не очень, по тем понятиям, длительный срок) была делом очень ответственным. И выбору дорожного костюма уделялось не меньше внимания, чем, скажем, сбору и укладыванию различных необходимых в путешествии вещей.

Дорожная одежда существует с тех времен, когда человек начал путешествовать. Древние греки, собираясь в дорогу, кроме повседневной хламиды надевали круглую фетровую шляпу с широкими полями, тогда как обычно головных уборов не носили, и обувались в особо прочные сандалии. Римляне-путешественники на свою любимую тогу надевали шерстяной плащ с капюшоном, а на ноги вместо сандалий – башмаки на деревянной подошве (кто победнее) или высокую обувь на завязках (кто побогаче).

В средневековье в путешествие (из мирных граждан) отправлялись в основном монахи, затем к ним присоединились купцы и студенты. Монахи носили, разумеется, рясы с гигантскими капюшонами, а странствующие студенты – манто – плащи в форме полукруга с вырезом для шеи. Половинки плаща скреплялись между собой пряжкой или завязками. Богатые студенты носили утепленный и укороченный вариант манто. На ногах у студиозусов были длинноносые башмаки. По легенде, их изобрел граф Анжуйский, чтобы скрыть уродливую форму стопы. Почему-то против этих башмаков пыталась бороться католическая церковь, видимо, считавшая подобную обувку слишком легкомысленной. Купцы надевали в дорогу пеструю длинную одежду, войлочную шляпу и шнурованную обувь.

Во Франции во времена, описанные Дюма в "мушкетерских" романах, в моду у аристократов вошли специальные плащи для путешествий – hongreline или casaque. Первый представлял собой кафтан с мехом. Второй являлся сложной конструкцией с многочисленными застежками, рукава которого можно было укорачивать, расширять, сужать или отстегивать. Ноги защищали высокие сапоги с отворотами; в плохую погоду на них надевали кожаные калоши на деревянной подошве.

В XVIII веке одежда становится более простой и удобной. Небогатые путешественники облачаются в редингот, а люди состоятельные – в широкое пальто с большим воротником и обилием пуговиц. Обувь – сапоги до середины икры или туфли с пряжкой на низком каблуке. Во времена Просвещения появляется и первая спортивная одежда или костюм для верховой езды.

Век девятнадцатый еще больше упростил дорожный костюм. Поскольку самым распространенным способом передвижения была верховая езда, путешественник того времени был одет костюм для верховой езды и кожаные высокие сапоги. Сверху набрасывалось короткое свободное пальто. Те, кто предпочитал совершать короткие пешие прогулки, облачались в рединготы; в зависимости от сезона их делали из легких хлопчатобумажных или из шерстяных тканей. Вместо сапог на ногах у путешественников – кожаные полусапожки с боковыми резинками.

Вскоре на смену лошадям и дилижансам приходят паровозы. Путешествие железной дорогой становится все более привлекательным. Кроме того, в 1863 году в Лондоне открывается первая ветка метрополитена, а в 1880-х годах в крупных городах Европы начинает ходить трамвай. Появляется потребность в "коротком" костюме, удобном для транспорта. Модельеры начинают придумывать всевозможные приспособления для укорачивания женской юбки – подтягивающиеся ленты, пояса с зажимами. У мужчин входит в моду так называемый спортивный стиль. Теперь путешественники облачены в цветные рубашки, фетровые шляпы или кепи, бриджи, клетчатые куртки.

Спортивный стиль делается еще более привлекательным для мужчин и в начале ХХ века – в это время широкое распространение получают велосипед и мотоцикл. Пиджак вытесняет сюртук, а фетровая шляпа приходит на смену цилиндру. Во время Первой мировой войны спортивный стиль сменяется милитаристским. Для путешествий появляются пальто, скопированные с формы летчиков. У женщин в конце 1910-х годов появляется свой вариант – колоколообразное пальто с глухим воротником и четырьмя огромными пуговицами.

После Второй мировой войны появляется мода на спорт и туризм, а мужчины и женщины начинают носить почти одинаковую одежду. Женщины – брюки и спортивные курки, мужчины – клетчатые рубашки, напоминающие по покрою женские. К брюкам как мужчины, так и женщины предпочитают надевать свитера. В шестидесятые годы весь мир охватывает "джинсовое безумие". В этой самой демократичной из одежд путешествуют отныне и хиппи, и миллиардеры. На ногах и тех и других появляются кроссовки, матерчатые тапочки или тяжелые (типа военных) ботинки. В 1980-х самыми модными путешественниками были те, кто одевался в стиле "сафари". Ну а сегодня, как я уже говорил, дорожный костюм как таковой утратил свою неповторимость, да и назначение. Что носим в повседневной жизни – то и надеваем в дорогу.

Выбор читателей