Самая женская деталь автомобиля

Мало кто знает, что авторами автомобильных изобретений часто были женщины – в силу большей практичности и пристрастия к чистоте. В частности, очистители для ветрового стекла созданы ими. Однако заработать на изобретениях леди не дали – им попросту не поверили

В ближайшие дни исполняется 75 лет одному из самых незаменимых устройств в автомобиле. Юбиляр – электрический стеклоочиститель, он же дворник. Обычно о нем мало кто помнит. Пошел дождь – движение большим пальцем, дворники заработали, дорогу видно. Дождь закончился – выключили и забыли. И только тогда, когда по каким-то причинам механизм выходит из строя, водитель осознает, насколько незаменимы два маленьких трудяги на ветровом стекле.

Между прочим, дворник за всю историю своего существования практически не изменил своего облика. Электрические стеклоочистители для автомобиля в том виде, в каком мы их знаем, появились в мае 1927 года. Говорят, что честь создания окончательного облика дворников принадлежит специалистам фирмы Bosсh. Во всяком случае, именно они разработали компактное, безотказное и недорогое электрическое устройство, которое вот уже 75 лет практически без изменений устанавливается на все автомобили в мире.

Впрочем, сама идея устройства, помогающего водителю очищать ветровое стекло в непогоду, появилась на 24 года раньше. Правда, запатентованный 10 ноября 1903 года механизм приводился в движение только руками человека. То есть практически автомобилист мог либо ехать, либо пользоваться дворником – тогда еще одним. Собственно, прототип нынешнего стеклоочистителя представлял собой специальную "дождевую" линейку, поворачивающуюся вручную из автомобиля.

По тем временам такое изобретение было серьезным открытием, а сделала его... женщина. Как бы свысока ни относились мужчины-автолюбители к представительницам слабого пола, женское чутье оказывается как нельзя кстати в практических вопросах, вроде способов очистки лобового стекла автомобиля. Идея пришла в голову Мэри Андерсен еще в 1902 году, после того как она заметила автомобилиста, вынужденного держать окна машины открытыми, чтобы видеть дорогу сквозь дождь. В 1903 году она получила патент №743.801 на ручной стеклоочиститель, действовавший по подобию вентилятора. Механизм мог справляться со снегом и дождем. Кстати, это изобретение так и осталось единственным в жизни Мэри Андерсен, хотя прожила она довольно долго – 87 лет.

Несмотря на всю практичность изобретения, прошло некоторое время, прежде чем дворники стали популярными. Приводившиеся в движение с помощью пневматики "автоматические" устройства начали появляться где-то с 1910 года. Однако только к 1916 году дворники – ручные и механические – стали устанавливать практически на все модели автомобилей.

Изобретение электрического привода для автомобильного стеклоочистителя приписывают еще одной женщине – Шарлотте Бриджвуд. Она и ее дочь, Флоренс Лоренс, организовали компанию "Бриджвуд", которая занималась в том числе и производством автоматических дворников. Электрический вариант щетки для ветрового стекла был запатентован в 1917 году, однако леди не смогли получить прибыль на своем изобретении – в их идею просто не поверили. Поэтому только с 1923 года автоматические щетки начали регулярно появляться на автомобилях, а окончательный вид электродворника, как мы уже говорили, приписывается фирме Bosch.

В наше время сложно представить себе машину без дворников. Более того, их важность для автомобилистов с течением времени только повышается. Так, недавно производители автомобилей поняли, что именно неусыпным трудягам-дворникам можно доверить контроль за состоянием водителя. С этой целью на обычные щетки должны устанавливаться специальные камеры. Предполагается, что, отслеживая движения глаз, прибор выдаст истошный сигнал при засыпании водителя, что поможет избежать целого ряда опасных ситуаций на дороге. Так что, пожалуй, через 75 лет после появления современного дворника стоит начать отсчет времени заново – ознаменовав тем самым рождение иной, "интеллектуальной" щетки.

Выбор читателей