Драгоценный заложник террористов

Американская воинственность угрожает экономическим интересам ближайшего союзника США – Европы, которая, как Санчо Панса, хочет не хочет, но вынуждена сопровождать своего рыцаря в походах

Европа превращается в главного заложника террористов – к такому выводу приходят эксперты. Нет, никто не собирается вовсе ее похищать, как это проделал когда-то Зевс. Дело в другом, а именно – в энергетике.

Не секрет, что Европа очень зависима от внешних источников получения энергоносителей, своих (норвежских) ей никак не хватает. И вот так уж исторически (и географически) сложилось, что основными поставщиками углеводородов (в первую очередь нефти) Европе служат исламские государства* Ближнего и Среднего Востока. Впрочем, служат исправно, по крайней мере пока. Такое вот сотрудничество потомков крестоносцев с потомками Саладдина.

Однако перспективы этого межконфессионального симбиоза стали гораздо более туманны после событий 11 сентября прошлого года. Новые крестоносцы из-за океана, разгромив террористов, угнездившихся в Афганистане, собираются теперь походом и на прочих недругов и неблагонадежных, которые (вот незадача!) тоже принадлежат к исламскому миру.

Вся эта воинственность напрямую угрожает экономическим интересам ближайшего союзника США – Европы, которая, как Санчо Панса, хочет не хочет, но вынуждена сопровождать своего рыцаря в походах. Самым безобидным для нее последствием антитеррористических войн на Востоке является повышение цен на нефть. А уж о худшем сценарии страшно и подумать! Тут же приходит на память знаменитое арабское нефтяное эмбарго 1973 года, о теоретической возможности повторения которого напомнил недавно Саддам Хусейн, заявив о временном прекращении экспортных поставок нефти из Ирака (цены круто взлетели, хотя и ненадолго, спасибо саудовцам). Вспоминается и энергетический кризис в ЕС двухлетней давности, вызванный куда более скромными причинами. Грозно звучат предостережения экспертов о возможном "энергетическом апокалипсисе"... Причем у США есть на этот случай собственные, весьма значительные резервы углеводородных ископаемых, а у Европы – нет. Вот и получается, что старушка-то – заложница. И не важно, чья – террористов с Востока или террористов с приставкой "анти", а то и вовсе израильтян с палестинцами. Просто любая заварушка в районе "заграничного топливного бака" Европы обернется для нее плачевно.

Такая ситуация, естественно, Европу не устраивает. Но что же ей делать? Выходов, по большому счету, только два. Во-первых, искать других, более спокойных и мирных поставщиков топлива, а во-вторых, переключаться на другие источники энергии.

Что касается последнего, то альтернативные источники электричества – дело будущего. Весь вопрос – насколько отдаленного. Ветряных генераторов в Европе уже понаставлено немало – целые плантации. Сейчас, скажем, реализуется проект сооружения 300 огромных ветрогенераторов на Северных Гебридских островах (Великобритания). Эта "плантация" покроет целый 1% потребности англичан в электричестве. Характерно, что рынок таких пропеллеров растет на 40% в год. Начинается и более-менее промышленное использование солнечной энергии. В США уже давно работает фототермическая электростанция, такую же (еще более прогрессивную) Solar Tres хотят построить испанцы. Исландия внедряет технологию производства электричества из водорода... Вот только доля всех этих диковин на энергетическом рынке Европы исчисляется пока однозначными цифрами, и в ближайшем будущем расклад существенно не поменяется.

Беда альтернативного электричества в том, что оно по-прежнему сильно дороже того, что вырабатывается традиционными способами. Испания, например, уже настроилась на то, что будет сильно субсидировать свое "солнечное" детище. Хотя технологии не стоят на месте, и если несколько десятилетий назад, скажем, ветряное электричество было в десятки раз дороже получаемого на тепловых электростанциях, то сегодня – всего примерно вдвое. Эксперты говорят, что к 2020 году цены вообще сравняются. А там подтянутся (точнее, спустятся с небес) и цены на "солнечное" и "водородное" электричество.

К тому же запасы нефти в мире не бесконечны: по нынешним оценкам, они составляют около 1 трлн. баррелей, которого (при современной динамике потребления) хватит едва ли до середины начавшегося столетия. Конечно, все аналогичные прогнозы лукавы: например, в 1970 году прогнозировали, что нефть иссякнет к 2003 году, но ведь разведали же новые месторождения! Но вот по оценкам экспертов журала Newsweek через 50 лет значение нефти как энергоносителя и так упадет до нуля – альтернативные источники плюс новые технологии возьмут свое.

Однако жить спокойно Европе хочется уже сейчас, когда от углеводородов никуда не деться. Вопрос, следовательно, заключается в поиске более стабильных поставщиков нефти и газа. Попутно намечено сделать поворот в сторону газа – он дешевле и меньше загрязняет атмосферу. И вот тут на сцену волей-неволей выходит Россия: она и рядом, и газа у нее много, и трубы имеются. А главное – тут пока спокойно. И что характерно: Россия сама напрашивается в партнеры – только, дескать, инвестиции подавай, чтобы тот же газ добывать. В общем, все очень даже хорошо складывается. Председатель Европейской комиссии Романо Проди года полтора назад даже выступил с инициативой – начать с Россией "энергетический диалог". Под этим он имел в виду, в частности, увеличение вдвое объема закупок российского газа. Смело выступил. Потом у него случились серьезные разборки с главами стран-членов Евросоюза: те, как выяснилось, вовсе не ожидали такой смелости.

Все бы было хорошо, и даже энергетический диалог, но – велика Россия. И это пугает Евросоюз. Еще недавно СССР своими ракетами и танковыми армадами держал Западную Европу в постоянном страхе; а ну как теперь Россия возьмет ЕС в энергетические заложники? Нет уж, в такие игры Европа играть не хочет. Там вовсю проводят политику диверсификации источников получения энергоносителей: доля каждого на рынке – 30% и ни-ни больше!

А как России уместиться в этот лимит, если она уже сейчас вплотную к нему приблизилась? Так ведь ЕС еще и расширяться намерен на Восток. А в странах Центральной и Восточной Европы доля российских энергоносителей – сильно за 50%! Но ЕС это пока не особенно беспокоит: русские как-нибудь выкрутятся. А Европа хочет быть совершенно независимым потребителем нефти и газа, и в этом видит залог стабильности.

Недавно на саммите ЕС в Барселоне "уломали" французов – теперь энергетический рынок ЕС будет подвергнут либерализации. Это значит – прощай долгосрочные контракты с крупными поставщиками-монополистами, да здравствуют небольшие разовые поставки по принципу "с миру по нитке". А наши-то энергетики рассчитывали как раз на долгосрочные контракты: с ними спокойнее, под них и инвестиции идут. Недавно новой энергетической политикой ЕС возмутился даже управляющий директор концерна "Shell" Филипп Уоттс: "Политика Евросоюза угрожает обеспечению поставок природного газа из России в Европу!". Ему было на что жаловаться: пресловутая либерализация энергетического рынка срывает совместный с "Газпромом" проект разработки газового месторождения "Заполярное" в Западной Сибири. А это 1,5 млрд. долларов.

Но в ЕС упорно хотят поставить знак равенства между независимостью и стабильностью. Равенство это более чем сомнительное: совершенно независимо вступая в случайные связи в сфере энергетики, Европа может однажды остаться без нефти и газа, не говоря уже о том, что она неизбежно и стабильно будет ощущать все прелести конъюнктуры рынка краткосрочных контрактов.

Что касается диверсификации источников, то она понимается в ЕС на нынешнем этапе прежде всего как развитие "труб" Средиземноморья. Страны Магриба, говорит член Комиссии ЕС Лойола де Паласио, должны стать важнейшим "перекрестком движения углеводородного сырья". Да и пусть бы себе стали, но вот беда: газ и нефть на этом перекрестке все равно будут преимущественно арабские. А это значит для ЕС, по сути, остаться в заложниках у все тех же террористов и антитеррористов. Дотянуться до Каспия? Но туда уже дотянулись Россия и США – независимого источника и там не найти.

Видимо, у энергозатратной Европы судьба такая: быть заложницей тех, кто поставляет ей топливо. Но сейчас у нее, по крайней мере, есть возможность выбрать себе "похитителя". Или сразу нескольких. И очень может статься, что главным "похитителем" будет Россия. Впрочем, без скандала не обойдется. На предстоящем в конце мая саммите Россия – ЕС, похоже, будут серьезные разборки на тему энергетики, так сказать, энергетический диалог повышенной интенсивности.

* Организация запрещена на территории РФ

Выбор читателей