15 китайцев на один сухогруз

Если вы решили идти в дальнее плаванье (хоть в круиз на теплоходе, хоть в поход на собственной посудине), твердо помните, что от месяца к месяцу число нападений на гражданские суда даже и не думает уменьшаться

268 убитых моряков, 263 раненых, 155 избитых за 10 лет. 20 млрд. долларов ежегодного дохода флибустьеров. Количество захваченных в плен и проданных в рабство неизвестно, но это не значит, что таких случаев нет. Работорговля, как и прежде, остается весьма и весьма продуктивным способом обогащения морских разбойников.

Учим теорию

Пиратство – это феномен, сопоставимый по своим фундаментальным характеристикам с проституцией, журналистикой и терроризмом. Неизменными составляющими всех перечисленных видов деятельности являются наличие постоянного рынка сбыта продукции (заказчика или потребителя), высокая мобильность, прекрасная адаптация к "среде обитания", иммунитет к профилактике, готовность идти на риск и повсеместность. Пиратство прекрасно вписывается в эту парадигму. Судите сами. Ставя своей целью незаконный захват, ограбление или потопление гражданских судов, оно преследует интересы рынка сбыта. Оно почти повсеместно (за исключением несудоходных регионов), хотя наиболее неблагополучными в этом отношении считаются Юго-Восточная Азия (на ее счету 57% всех случаев пиратства), Индийский субконтинент (13%) и Дальний Восток (12%). Оно практически не поддается профилактике, чему существует несколько причин, наиболее важные из которых – непредсказуемость самих пиратов (никогда нельзя сказать заранее, что за цели преследует то или иное судно, а в условиях презумпции невиновности нельзя принять превентивные меры против подозреваемого) и беззащитность гражданских судов из-за дороговизны их конвоирования военными кораблями. Еще одна сложность профилактики состоит в том, что поимка отдельно взятого пиратского судна (как обезвреживание одной команды террористов, закрытие одного борделя или одного печатного издания) ни в коем случае не способно повлиять на систему пиратства в целом. Для полного уничтожения практики незаконного захвата морских судов необходимо уничтожить рынок сбыта награбленного, что представляется, мягко говоря, утопичным.

Это, впрочем, стратегия; что касается тактики, с этим немного проще. Правда, эта простота относится скорее к области теории, нежели практики. Наиболее уязвимым местом морских пиратов является система их основного базирования, которая гарантированно обеспечивает разбойников генеральным рынком, доками, припасами и оснасткой. Отсюда вывод: по-настоящему процветать пиратство может только при поддержке какого-либо государства.

Если вспомнить историю, то со словом "пиратство" будут ассоциироваться в первую очередь Финикия, Карибский регион и Алжир. Сейчас их место заняла Юго-Восточная Азия. Там проблема морского разбоя столь остра, что на организованной не так давно в Токио международной конференции по борьбе с морским пиратством было принято решение о совместном патрулировании наиболее опасных районов кораблями ВМФ азиатских стран. Между тем, по данным специального представителя Международного морского бюро адмирала Мартирополоса, на которые ссылаются Vesti.ru, в середине 90-х гг. из ста нападений на суда в Южно-Китайском море половина была совершена силами китайской полиции, таможенными службами и даже военными кораблями. Комментарии, соответственно, излишни.

Кого берут?

Нападают прежде всего на грузовые суда тех государств, которые в силу экономических или политических причин не способны на серьезные репрессивные действия в отношении пиратов или их покровителей. К сожалению, страны бывшего СССР естественным образом оказываются в группе риска. В апреле, например, пиратскому нападению в территориальных водах Бангладеш подвергся сухогруз Приморского морского пароходства "Forest-1". К счастью, наши моряки сумели дать разбойникам достойный отпор. Не везет и Украине: в марте ее танкеру "Восточный" досталось в гвинейских водах; в январе восемь граждан Украины в составе экипажа ливанского судна "Принцесса Сара" пострадали от сомалийских пиратов.

Вторая категория потенциальных жертв пиратов – частные лодки, занимающиеся мелким (туристическим или рыболовным) бизнесом. Это наиболее легкая, хоть и наименее привлекательная добыча. Скрыть преступление такого рода в условиях огромного рынка ЮВА не представляет проблемы. Правда, подобные инициативы заканчиваются порой самым неожиданным образом. Например, известен случай настоящего морского сражения между японской рыбацкой артелью и пиратами, результатом которого стали ровно тридцать трупов, из которых 19 были некогда разбойниками.

Весьма лакомым куском для пиратов представляются частные круизные суда и спортивные яхты (которые, будучи соответствующего класса, стоят не меньше, а порой даже больше любого круизного судна). Самый одиозный случай такого рода нападений произошел в декабре прошлого года: знаменитый новозеландский яхтсмен сэр Питер Блейк погиб в сражении с пиратами в устье Амазонки. Его судно находилось в Бразилии с научно-исследовательской целью, что отнюдь не смутило флибустьеров, покушавшихся на дорогостоящую аппаратуру.

Наконец, четвертая категория судов из группы риска – все прочие, включая военные корабли. Известен случай захвата пиратами судна, входившего в состав ВМФ США, поэтому все перечисленные градации весьма условны и, по большому счету, нужны лишь для разработки специфических особенностей обороны.

Как защищаемся?

Практически никак. В лучшем случае – интуитивно. Если вы решили идти в дальнее плаванье (хоть в круиз на теплоходе, хоть в поход на собственной посудине), твердо помните, что от месяца к месяцу число нападений на гражданские суда даже и не думает уменьшаться. Порочных иллюзий не стройте. 27 обезглавленных моряков, обнаруженных вьетнамским рыбаком на неуправляемом торговом судне, – тоже практика. Поскольку пиратский контингент составляют, помимо прочих, бывшие наемники (и на лбу об этом ни у одного из них не написано), попытка оказать сопротивление нападающим может быть чревата чем угодно. Кроме того, пираты используют в качестве оружия любые подручные средства – от рыболовных сетей и бутылок с зажигательной смесью до самого современного вооружения. Если вы не капитан судна, развесьте уши как можно шире, чтобы слышать все приказания капитана, и неукоснительно их исполняйте. Дисциплина и слаженные действия в экстремальной обстановке могут спасти жизнь всем попавшим в беду. Если вы капитан – действуйте по наитию, и вас наверняка посетит какая-нибудь здравая мысль. Единственное, что однозначно рекомендует в подобных случаях Международное морское бюро, – это стоять с поднятыми руками и по возможности радушно улыбаться.

Рекомендация, быть может, и не потрясает своей оригинальностью до глубины души, однако как нельзя лучше свидетельствует о полном отсутствии даже приблизительной тактики борьбы отдельных законопослушных экипажей с морскими пиратами.

Выбор читателей