Согнем ось зла в дугу стабильности!

Путин уверен, что создаваемый механизм сотрудничества России и НАТО в рамках "двадцатки", а также сотрудничество России со странами Азии позволит создать "дугу стабильности в мире"

С таким лозунгом выступает сегодня Россия, стремясь примирить мировые "добро" и "зло" и попутно упрочить свои собственные позиции в этом мире. Путин уверен, что создаваемый механизм сотрудничества России и НАТО в рамках "двадцатки", а также сотрудничество России со странами Азии (Центральной и не очень, в частности, с Китаем в рамках ШОС), позволит создать "дугу стабильности в мире", которая протянется от Атлантического до Тихого океана, опоясывая с юга Россию. Таким образом, полагает наш президент, "мы можем выйти на очень перспективную организацию". Тезис о "дуге" прозвучал в ежегодном Послании Президента-2002, и дугу уже окрестили "курской".

Нет сомнения в том, что этот тезис – "наш ответ Чемберлену", и даже сам термин "дуга" выбран российским президентом не случайно, а в духе полемики с Вашингтоном. "Дуга" – это предложенный вариант решения той проблемы, которую ранее обозначил Буш, выдвинув свою печально знаменитую концепцию об "оси зла", якобы пронзившей Евразию в самое сердце.

Путин обозначил географические очертания своей "дуги стабильности" следующим образом: страны НАТО, Россия, страны Центральной Азии и Китай. Если переложить все это на карту мира, то получается, что наша дуга не просто проходит в непосредственной близости от пресловутой оси (мысленно прочерченной от Ирана к Северной Корее), но и выгибает ее к югу. А погнутая ось, вроде, уже и не страшна вовсе. Возникает вопрос: а прогнется ли ось? Говорят, прогнется обязательно, точнее, вообще сплавится с нашей дугой: ведь страны, так лихо приписанные Бушем к злой оси (Иран, Ирак, КНДР), – друзья России и с точки зрения Москвы опасности не представляют.

Изобретение Путина, как считают эксперты, ожидает лучшая участь, так как при обеспечении стратегической стабильности, о которой говорит и Буш, "дуга" не уменьшает, а, наоборот, расширяет круг потенциальных участников новой коалиции. Тот же Иран мыслится в их числе. Стабильность будет растекаться от "дуги" к периферии континента, однако ее костяк, по российскому замыслу, должны составлять благонадежные элементы – "цивилизованные" региональные организации коллективной безопасности. Западный фланг в этом смысле прикрыт основательно – там НАТО. На востоке – Шанхайская организация сотрудничества, где локально доминирует Китай. А в центре?

Среднюю часть дуги составит новая, только что созданная оборонительная организация. (Вернее, в данном случае новое – это, как всегда, недобитое старое.) На ее создание пошли шесть республик СНГ, которые еще 10 лет назад договорились о своей коллективной безопасности, подписав в мае 1992 года соответствующий договор. И вот теперь Договор о коллективной безопасности (ДКБ) бывших братских республик преобразован в региональную межправительственную организацию, соответственно, ОДКБ. Создали ее по всем международно-правовым "понятиям" – в соответствии со статьей VIII Устава ООН, к ноябрю должны разработать все механизмы.

Впрочем, страны СНГ идут проторенной дорогой. В свое время другой региональный договор о коллективной безопасности – Соглашение по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) был аналогичным образом преобразован в организацию – ОБСЕ. А у нас теперь ОДКБ. Случайно или сознательно, но даже аббревиатуры оказались похожи.

А что по сути нового? Прежде всего, усилится военная составляющая ДКБ. В частности, будет налажено взаимодействие между тремя направлениями "обороны": восточноевропейским (Россия – Белоруссия), кавказским (Россия – Армения) и центрально-азиатским (Россия – Казахстан – Киргизия – Таджикистан). Будет создан единый межгосударственный орган военного управления. Военные довольны: в отличие от аморфной структуры, которую представляет собой Штаб по координации военного сотрудничества СНГ, Коалиционный штаб (КШ) ДКБ создается в рамках структуры российского Генштаба и в основном из российских кадровых военнослужащих. Он будет управлять коллективными силами быстрого развертывания и взаимодействовать с международными военными структурами – Антитеррористическим центром, штаб-квартирой НАТО, Шанхайской организацией сотрудничества и т.п. Параллельно будут развиваться коллективные силы быстрого реагирования (КСБР) стран ДКБ в Центральной Азии.

Кроме того, к великому удовольствию среднеазиатских республик, подписан документ, согласно которому военную технику странам-участницам ДКБ Россия будет продавать на льготных условиях. Аналогичные условия будут созданы и в сфере подготовки военных кадров. Впрочем, не только республики Средней Азии выиграют от этих льгот. Сама Россия не меньше их заинтересована в военно-техническом сотрудничестве стран ДКБ, ведь от этого напрямую зависит ее влияние в регионе.

Здесь мы подошли к самому больному вопросу коллективной безопасности СНГ – проблеме отсутствия единства и общепризнанного лидера среди стран-участниц ДКБ. Эта проблема на протяжении десяти лет не давала экс-республикам СССР не только сформировать полноценный военный блок на основе ДКБ, но даже попросту жить в мире друг с другом. В 1992 году Договор был подписан Россией, Арменией, Казахстаном, Таджикистаном, Киргизией и Узбекистаном. Затем к нему присоединились три республики – Азербайджан, Грузия и Белоруссия. Но, увы, военного союза не получилось: став государствами, республики обзавелись серьезными межгосударственными противоречиями. В результате внутри ДКБ проявились "линии разломов" – между Грузией и Россией, Узбекистаном и Таджикистаном, Арменией и Азербайджаном...

Лидерство в рамках ДКБ изначально было естественной монополией России, однако далеко не всех это устраивало, да и сама она не прикладывала должных усилий к тому, чтобы "соответствовать занимаемой должности". В результате всего этого ДКБ со временем превратился в некое виртуальное объединение, а в 1999 году три республики – Узбекистан, Азербайджан и Грузия – вообще вышли из Договора. Без них, впрочем, единство участников ДКБ и их лояльность по отношению к России стали "менее виртуальными".

Однако новые и, возможно, более серьезные проблемы возникли после событий 11 сентября. До тех пор никто извне не оспаривал военно-политический авторитет России в Центрально-азиатском регионе. После 11 сентября, под хорошим предлогом антитеррористической операции, американцы начали вытеснять Россию из ее военно-политической ниши в регионе. Причем в контексте общемировой ситуации Россия вынуждена мириться с нахождением военных баз США в зоне ее традиционных интересов. А среднеазиатские республики получили альтернативу в вопросе обеспечения безопасности: Россия или НАТО. Многие склоняются не в пользу России...

Когда прогремели взрывы авиалайнеров в США и даже когда американские вооруженные силы проводили акцию возмездия в Афганистане, участники ДКБ усиленно занимались формированием своих коллективных сил быстрого реагирования. Однако для полномасштабного участия в антитеррористической операции в Афганистане у ДКБ (т.е. у России) не нашлось соответствующих военно-технических и финансовых возможностей, а главное – политической воли. В Центрально-азиатском регионе сложилась крайне нелепая для ДКБ ситуация, когда ряд государств-участников Договора предоставили свои территории и аэродромы под военные базы стран НАТО, фактически вступив с ними в военно-союзнические отношения.

"Договор о коллективной безопасности мертв", – уверяют многие обозреватели, расценивая создание ОДКБ как попытку реанимировать труп. Присутствие войск антитеррористической коалиции делает бессмысленным дальнейшее развитие сил быстрого реагирования ДКБ, так как они создавались именно с целью снятия угрозы из Афганистана. Теперь же стабильность в регионе будет неплохо контролироваться базами НАТО.

Другие эксперты считают, что у коллективной безопасности СНГ, напротив, большое будущее, правда, туманное. Они проводят аналогию между ОДКБ и Варшавским договором. Сейчас, говорят эксперты, странам ДКБ никто реально не угрожает. Но Россия хочет создать свой военный блок в противовес плану расширения НАТО на Восток.

И действительно, если цель ОДКБ – защищать южные границы СНГ от недобитых талибов*, то зачем ей, скажем, единая система ПВО? Нет, расчет делается на более серьезного противника, так сказать, на крупную дичь... Такие амбиции отчасти подтверждаются заявлением Александра Лукашенко: "Организация Договора о коллективной безопасности будет прочной военно-политической организацией, мощным центром силы на постсоветском пространстве. Она будет настолько мощной, что другие военно-политические организации, в частности НАТО, будут считаться и сотрудничать с ней". Настолько мощной, что даже страшно! Не пахнет ли это возрождением биполярного мира? Вполне реально, ибо однополярный мир мало кого устраивал, а многополярный так и не удалось создать.

Но вернемся все-таки к тому, с чего мы начали, – к путинской "дуге стабильности". Именно эта концепция сейчас может оказаться тем третьим путем, который одновременно и оправдает существование ОДКБ, и не даст возникнуть новому противостоянию между Западом и Востоком. Именно в этом духе прозвучали слова Путина: "Страны ДКБ сотрудничают и дружат не против кого-то, а против угроз, с которыми мы сталкиваемся". Он добавляет, что ОДКБ готова сотрудничать с другими организациями подобного рода "как на Западе, так и на Востоке, как с НАТО, так и с ШОС".

Однако есть и у этой модели свой негативный сценарий. Людям (особенно военным и политикам) свойственно искать врагов и угрозы, даже там, где их нет и быть не может. Ведь это воодушевляет людей и оправдывает средства. Так вот, дуга, которая задумана как некий хребет стабильности Евразии, от которого оная стабильность должна распространяться по свету к северу и к югу, может на деле превратиться в пропасть, разделяющую Север и Юг. И "ось зла" из вымысла может вдруг стать реальностью и не захочет сплавляться с дугой в одно безопасное целое. Получится натуральное "столкновения цивилизаций" по Хантингтону...

Но это все пока еще просто гипотезы, более или менее правдоподобные. ОДКБ только создается, опыт предшествующего десятилетия у нее в основном негативный, так что ей очень далеко до "дуги стабильности". Для начала не худо бы обеспечить свое внутреннее единство и согласованность. А в качестве ответа на придуманную в Вашингтоне "ось" наша виртуальная "дуга" вполне сгодится.

* Организация запрещена на территории РФ

Выбор читателей