Война и немцы

Тысячи солдат Вермахта, войск СС и полицаев прочесывают лес. Победить эту махину можно лишь чудом. Наглым и веселым нахрапом, передвигаясь в кузове немецких грузовиков. Это сделали русские разведчики

Звезда
Россия, 2002
Режиссер: Николай Лебедев
В ролях: Алексей Кравченко, Игорь Петренко, Артем Семакин, Алексей Панин


На первом курсе Иняза наш декан, читавший лекции по языкознанию, так объяснил нелюбовь советского человека к немецкому языку: "Где ребенок первый раз слышит немецкую речь? В кино. Кино это, как правило, про войну. Идут фашисты, убивают наших людей и говорят по-немецки. После этого ребенок приходит в школу, где его заставляют учить язык исторического врага. Откуда ж тут возьмется любовь?".

В фильме "Звезда" немецкой речи хватает. И любви к европейским соседям это не прибавляет, поскольку звучит она строго по формуле, озвученной мудрым деканом, – в паузах между убийством наших разведчиков. Хотя и немцев понять можно. Они, понимаешь, готовятся к контрнаступлению, разгружают по ночам технику – а по тылам шныряют советские шпионы, вынюхивают, "языков" берут, по рации активно общаются. В общем, сплошная головная боль, гвоздь в заднем проходе и песчинка в презервативе. Пацифизм в данной ситуации был бы более чем странен.

Что же делают в тылу враги наши разведчики? Разведку они делают. На дворе май 44-го, армия готовится наконец выйти к государственной границе СССР и спустя три года после начала войны перенести боевые действия на территорию противника. В ситуации близкого наступления как никогда нужна информация о вражеских войсках. Две посланные ранее группы пропали. Третью собирают буквально по сусекам, объединив в нее остатки разведроты, прикомандированных разведчиков с другого фронта, северного охотника, выросшего в данной местности солдата и лопоухого мастера спорта по шахматам, знающего злополучный немецкий язык. Линию фронта эта разношерстная компания проходит успешно. Дальше начинаются разведческие будни: прятаться по лесам, продираться сквозь болото, идти ночью и спать днем. Немцы же, как уже говорилось, запускают свою военную машину. Тысячи солдат армии, войск СС и полицаев прочесывают лес. Победить эту махину можно лишь чудом. Наглым и веселым нахрапом, передвигаясь в кузове немецких грузовиков, похищая офицеров прямо из расположения части, а радиопереговоры ведя на ворованной рации. Правда у чуда, как и у удачи, есть одна очень неприятная особенность – оно имеет обыкновение резко пропадать.

По моему скромному разумению, "Звезда" – лучший фильм о войне, снятый за последние годы. К стыду своему, "В августе 44-го" посмотрел только в прошедшие майские праздники, зато и впечатления были свежими, давая основу для сравнения. Даже отстраняясь от романтизации СМЕРШевцев в частности и армии в целом, которыми грешит российско-белорусский проект, "Звезда" опять же лучше. Диалоги и поведение героев Богомолова все же несколько искусственны – пробивается жилка интеллигентская. В "Звезде" молодые пацаны, попавшие на войну, просто до безобразия естественны. А что до диалогов, так их вообще почти нет. Некогда за линией фронта диалоги вести. К тому же к "Августу" лично у меня есть вопросы по подбору актеров.

Но это все было личное и потому, возможно, неверное.

Подбор актеров в "Звезде" крепко напоминает кастинг советского времени и в особенности достославные "А зори здесь тихие" (понимаю, что не оригинален в сравнении, но это же факт). Вообще, интересный вопрос скрещивания советских батальных традиций и режиссерского пристрастия к триллерам. Смесь получилась гремучая и на редкость удачная. Поддерживать напряжение помогает сама ситуация, когда кругом враги, но и сняты эти эпизоды весьма грамотно. Если бы Лебедев экранизировал "17 мгновений", то Штирлиц бы половину фильма провел вжимаясь в стенку в секретном бункере Гитлера, а мимо под тревожную музыку постоянно ходили бы Мюллер с Гиммлером.

По большому счету, к "Звезде" только две претензии.

В самом конце режиссера подвело чувство стиля: последние 30 секунд и финальный монолог – абсолютно лишние, вносящие в картину ненужный пафос. А любовная линия, хотя и придает фильму романтический оттенок, ощущается как надуманная и потому чужеродная.

Об остальном же и так все уже сказали.

И что снимали на Мосфильме с использованием огромных запасов военной техники. И что музыка Рыбникова, столпа советского кинематографа. И что римейк фильма с Крючковым и Меркурьевым. И что по повести Казакевича. И что фильм хороший, тоже уже сказали.

Я присоединяюсь к сказанному.

Выбор читателей