Реформа ЖКХ: полеты во сне и наяву

Именно реформирование ЖКХ, состояние дел в этой сфере будут ключевой темой на предстоящих через год выборах в Государственную думу, выборах глав субъектов Российской Федерации и глав муниципальных образований

Обсуждение проблем и реформы жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) продолжается. Вот только последние сообщения с лент российских информагентств. В Иркутской области готовится законопроект об оплате населением 90% стоимости коммунальных услуг, но местное Заксобрание выступает против. В Нижегородской области комитет по ЖКХ высказался за введение 100-процентной оплаты коммунальных услуг населением и не поддержал обращение рязанской и волгоградской областных дум, назвав их решение популистскими. Как известно, депутаты рязанской и волгоградской дум обосновали свою просьбу низкими доходами населения и указали, что предложенная правительством тарифная политика в сфере ЖКХ приведет к обнищанию людей. Нижегородский же комитет считает, что популистские решения в сфере тарифной политики в ЖКХ приведут к уничтожению основных фондов и инженерной инфраструктуры коммунального хозяйства: содержать гнилые и протекающие трубы за счет местных бюджетов гораздо дороже, чем один раз провести капитальный ремонт и заменить изношенные основные фонды. Правительство Карелии установило максимально допустимую долю собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в размере 22 процентов. По всей стране одни рапортуют о намерении перекрыть горячую воду и теплоснабжение на весь летний период, другие – о намерении повысить плату на горячую воду и электричество, третьи – ничего перекрывать и отключать не станут, а будут разбираться по ходу дела. Скорее всего, ближе к зиме…

Уже очевидно, что реформа ЖКХ будет, пожалуй, самой болезненной из всего, что предстоит сделать государству в ближайшие годы. В отличие от других реформ – той же армии, или госаппарата, – речь идет о сфере, затрагивающей важнейшие интересы всех россиян без исключения. Страх людей перед лицом резкого роста оплаты жилья и коммунальных услуг при совершенно очевидном недостаточном их качестве способен создать очень непростую социально-политическую перспективу. Руководство страны это отчетливо понимает, и потому предпочитает вести свою линию последовательно, но с величайшей осторожностью: ставки велики.

В своем Послании Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин сформулировал основную задачу реформы - "улучшение качества услуг при одновременном снижении затрат на их предоставление". Казалось бы, предельно просто: сначала услуги, причем в полном объеме (и качественные), потом – деньги.

Впервые вопрос о реформе ЖКХ подняли в 1992 г, приняв Закон "Об основах федеральной жилищной политики". Согласно этому и ряду последующих документов, принятых в 1992-93 гг., уже к 1998 г. граждане полностью, на 100%, должны были оплачивать жилье. В первой концепции реформы ЖКХ были заложены и адресная социальная помощь малоимущим, и развитие конкуренции на рынке услуг, и разделение функций заказчика и подрядчика – в общем, все как положено в государстве, заботящемся о своих гражданах. Однако процесс "не пошел". В этом повинны кризисное состояние экономики, дефициты бюджетов, прежде всего местных, финансово-экономический кризис в России 1998 года. Вместе с тем явно просматривался дефицит политической власти.

Сегодня в стране иная ситуация. К власти пришел Президент с огромной политической волей. Эта воля сконцентрирована в том числе и на достижение результата в области реформирования ЖКХ. Экономика развивается, состояние бюджетов различных уровней улучшилось, то есть объективные предпосылки для успешной реализации реформы существуют.

Однако на смену одним причинам, препятствующим эффективной реформе ЖКХ, пришли другие, не менее значимые. Главной проблемой является то, что она продвигается практически исключительно сверху, административным путем, хотя наиболее заинтересованной стороной являются граждане страны. А ведь существует и правовое поле для включения широких масс людей в этот процесс – через деятельность местного самоуправления. Оно по Конституции - одна из форм власти наряду с государственным управлением. И именно полный и эффективный союз этих двух управлений должен привести к успеху реформы ЖКХ. Не случайно вчера в стенах Совета Федерации на первом заседании Совета законодателей президент особо подчеркнул необходимость большего вовлечения органов местного самоуправления в "вертикаль власти".

Именно недостаточной эффективностью местного самоуправления можно объяснить тот факт, что даже в тех редких, к сожалению, регионах, где и в городском хозяйстве достаточно средств, и доходы граждан позволяют увеличивать тарифы, все далеко не так хорошо, как хотелось бы.

Взять, к примеру, московский опыт реформирования ЖКХ. В столице коммунальная реформа началась еще в 1992 г., и за это время были созданы службы заказчика, обеспечен конкурсный отбор подрядчиков, ведется работа по внедрению энергосберегающих технологий и страхованию жилья, сформирована нормативная база для товариществ собственников жилья (ТСЖ). И все-таки инициатива столичных властей, считавших, что ряд действительно удачных проектов в сфере ЖКХ и выше среднероссийского уровень доходов москвичей позволят перейти на 100%-ую оплату коммунальных услуг "на добровольных началах" уже в этом году оказалась провальной. А ведь уникальность Москвы еще и в том, что здесь очень уважительное отношение к мэру Юрию Михайловичу Лужкову. Так что в данном случае о недоверии российских жителей инициативам "сверху" говорить не приходится.

Почему же и в Москве не получается то, что необходимо? ДЭЗы, управляющие организации, в чьи функции входит распределение заказа и работа с подрядчиками, - фактически государственные унитарные предприятия, деятельность которых финансируется из бюджета. Из финансовой несамостоятельности и безответственности рождаются проблемы, основной из которых часто является заинтересованность в той или иной форме. Подрядчик выбирается не по прозрачным и понятным критериям соотношения цены и качества выполняемых работ, а потому, какой размер "комиссионных" причитается. Деятельность ДЭЗов в их сегодняшнем качестве "хромает" и на другом значимом направлении — в сфере урегулирования отношений с ТСЖ (товарищества собственников жилья). Несмотря на то, что столичные власти неоднократно заявляли, что вопрос с собственником жилья ключевой, даже в новых домах процесс создания ТСЖ идет крайне медленными темпами.

Теоретически товарищества собственников жилья (а в столице свыше половины жилого фонда приватизировано) должны стать основным инструментом для проведения коммунальной реформы. Ведь именно в компетенции ТСЖ — состояние инженерных коммуникаций, лестничных клеток и лифтов, вывоз мусора, благоустроенность дворов, т.е. именно те проблемы, которые больше всего раздражают жильцов. И на бумаге все красиво. Жильцы создают товарищество, совместно решают, какие коммунальные услуги, у какого подрядчика и по какой цене им покупать. Кроме того, при хозяйском подходе и некоторой удаче в ТСЖ оплата коммунальных услуг не только не увеличивается, но сокращается, а в некоторых случаях жильцы могут еще и извлекать прибыль из здания, которым владеют совместно: по закону Москвы, ТСЖ (и более привычные ЖСК) обладают правами на технические этажи, где проложены инженерные коммуникации; они же имеют преимущественное право на выкуп нежилых помещений. С учетом арендных ставок на столичную недвижимость и при условии грамотного управления за счет ресурсов ТСЖ вполне реально добиться сокращения оплаты при ощутимом улучшении качества коммунального обслуживания.

Но то — в теории. А на практике для создания ТСЖ необходимо согласовать документы более чем в 20 инстанциях. И даже если это удается сделать, то потом, в обход всех постановлений, оказывается, что правами на нежилые помещения в зданиях, принадлежащих ТСЖ, находятся у ДЭЗов. А собственника часто как бы не замечает и БТИ, что позволяет на правах долгосрочной аренды или выкупа продавать помещения сторонним коммерческим организациям. Именно так в финансово-коммерческом плане принижаются уже созданные ТСЖ и кондоминиумы, именно поэтому и процесс этот совершенно вял.

Вот и приходим к существующей реальности: проблема той же благополучной Москвы — это не проблема недостатка средств (хотя и в столице нуждается в замене до 60% инженерных коммуникаций) и не проблема отсутствия "политической воли", а проблема коммерческого и финансового менеджмента на среднем и линейном уровнях. И этот менеджмент не будет налажен без существенной дебюрократизации и вовлечения в процесс широких слоев населения (а в Москве население в силу его громадного и многопланового интеллектуального и профессионального потенциала может решать любые задачи).

Жилищно-коммунальная реформа – ни в России, ни в одном, пусть самом экономически успешном субъекте федерации – теоретически невозможна без привлечения к ней граждан, конечных потребителей "продукции" жилкомунхоза. Действенные механизмы привлечения граждан к реализации реформы, будь то создание товариществ, участие общественных представителей в формировании коммунального заказа и отборе подрядчиков, передача части функций заказчика низовым органам местного самоуправления и т.д. – абсолютно необходимое условие реформы.

Еще раз повторимся: людям нужна собственно не реформа ЖКХ, а улучшение состояния и качества ЖКХ. Тем более, что предшествующий опыт научил нас скорее бояться слова "реформа", чем доверять ему. Должно появиться понятие "качества продукта и услуг" в ЖКХ и соответствующие этому стандарты, известные населению, выполнение которых будут контролировать граждане. Следует прогнозировать, что именно реформирование ЖКХ, состояние дел в этой сфере будут ключевой темой на предстоящих через год выборах в Государственную думу, выборах глав субъектов Российской Федерации и глав муниципальных образований.


Выбор читателей