Жизнь динозаврам подарил астероид

По мнению исследователей, именно космическая катастрофа, произошедшая на рубеже Триасового и Юрского периодов, дала толчок к появлению крупных ящеров, таких как тиранозавр

Теория, согласно которой одной из основных причин гибели динозавров на Земле является гигантский астероид, столкнувшийся с нашей планетой 65 млн лет назад, существует довольно давно. Но недавно группа ученых из Университета Рутгерса в Нью-Джерси (Rutgers state university of New Jersey) заявила, что астероиды не только погубили древних ящеров, но и способствовали началу их появления. Данные последних изысканий, проведенных в 70 районах Северной Америки, показали, что столкновение Земли с кометой или астероидом, произошедшее около 200 млн лет назад, сопровождалось быстрым ростом популяции динозавров Юрского периода.

Следствием удара небесного тела стало исчезновение многих видов, отсутствие конкуренции с которыми открыло динозаврам путь к приспособлению и размножению. Свои выводы ученые строили на изучении химического состава геологических отложений, поскольку слои пород, сопоставимые по возрасту со временем появления первых гигантских динозавров, содержат следы иридия – редкого металла, который, тем не менее, в значительных количествах содержится в астероидах. Таким образом, по мнению исследователей, именно космическая катастрофа, произошедшая на рубеже Триасового и Юрского периодов, дала толчок к появлению крупных ящеров, таких как тиранозавр. До этого момента Земля была населена хищниками, отдаленно напоминающими крокодилов. Но, как отметил профессор Деннис Кент (Dennis Kent), исследования еще далеки от своего завершения, поскольку в распоряжении ученых нет практически никаких доказательств гипотезы, помимо следов иридия в геологических отложениях.
Если палеонтологи заинтересовались выдвинутой гипотезой, то астрономы настроены более скептически. Эксперты отмечают, что уровень иридия в изученных породах недостаточно высок, чтобы быть убедительным доказательством новой теории.

Для справки:

Первой достоверно документированной находкой останков гигантских пресмыкающихся была огромная челюсть с полным набором зубов, обнаруженная в 1770 г. в карьере в Нидерландах. Жорж Кювье обследовал челюсть и в 1795 г. объявил, что она принадлежала какому-то громадному морскому ящеру. Еще через несколько лет Уильям Конибер назвал обнаруженное существо мозазавром – "ящером из Мооза" (по названию местечка, где были обнаружены кости). В 1858 г. в Нью-Джерси нашли почти полный скелет другого гигантского пресмыкающегося. Находку изучил Джозеф Лиди, профессор анатомии. Он обратил внимание на то, что передние конечности ящера были значительно короче задних, и сделал вывод, что ископаемые животные должны были передвигаться на задних ногах, подобно современным кенгуру. Данное суждение помогло в дальнейшем установить облик таких передвигающихся на двух конечностях ящеров, как игуанодоны, мегалозавры, тиранозавры и другие.

К настоящему времени кости древних ящеров обнаружены на всех континентах. В Китае, где исследования начались только в 40-е гг. прошлого столетия, найдено столько скелетов динозавров, что они составили четвертую часть всех известных сейчас находок, там же найдено огромное количество яиц древних ящеров.

Само же слово "динозавр" появилось примерно в 1841 г. Это название было предложено палеонтологом Ричардом Оуэном, сумевшим понять, что такие создания, как мегалозавр, игуанодон, а также открытый незадолго до этого гулеозавр, столь сильно отличались от современных пресмыкающихся, что их следовало выделить в отдельную группу.