Анархия – непризнанная мать порядка

"В моей природе всегда был коренной недостаток – это любовь к фантастическому, к необыкновенным, неслыханным приключениям, к предприятиям, открывающим горизонт безграничный и который не может предвидеть конца"

"Всегда признавал и теперь признаю я в тебе благородную львиную природу, дух могучий и глубокий, необыкновенное движение духа, превосходные дарования, бесконечные чувства, огромный ум, но в то же время признавал и признаю чудовищное самолюбие, мелкость в отношении к друзьям, ребячество, леность, недостаток задушевности и нежности, высокое мнение о себе насчет других, желание покорять, властвовать, охоту говорить другим правду и отвращение слушать ее от других", – так охарактеризовал своего лучшего друга, теоретика анархизма Михаила Александровича Бакунина господин Белинский. Сегодня Бакунину исполнилось бы 188 лет. Почему-то именем этого человека, в отличие, скажем от другого анархиста - князя Кропоткина, Советы станцию метро не назвали. Ему не поставили даже завалящий памятник.

Тем не менее, Михаил Бакунин – личность во всех отношениях выдающаяся. Дружить с ним считали за честь: лидер левых гегельянцев Руге, поэт-демократ Гервег, проповедник утопического коммунизма Вейтлинг, композитор Р.Вагнер, французские социалисты Леру, Блан, Прудон, коммунист Э.Кабе, Адам Мицкевич и Карл Маркс. Дважды Бакунина приговаривали к смертной казни, и дважды казнь заменяли пожизненным заключением. Косидьер, префект Парижа в 1848 году, написал о Бакунине следующее: "Что за человек! Что за человек! В первый день революции это просто клад, а на другой день надобно расстрелять". Кстати, Огарев вообще Бакунина охарактеризовал одним-единственным словом – подлец.

Один из самых известных теоретиков анархизма девятнадцатого века родился в 1814 г. в деревне Премухино Новоторжокского уезда Тверской губернии, в семье дворянина. Когда Михаилу исполнилось пятнадцать лет, он поступил в Петербургское артиллерийское училище и через три года был произведен в прапорщики. Уже в то время Бакунин отличался крайне независимым характером, и это не могло не отразиться на его карьере. Молодого офицера отчислили "за нерадивость и дерзость, допущенную в отношении начальника училища". Бакунин был направлен на службу в армию, но через год, сказавшись больным, подал в отставку. С тех пор Михаил Александрович посвящает свою жизнь научной деятельности. Несостоявшийся военный берется за изучение немецкой классической философии, читает в подлинниках, Канта, Фихте и Гегеля. Он переосмысливает утверждение философа "всё действительное разумно, всё разумное действительно" так: "Примирение с действительностью во всех отношениях и во всех сферах жизни – есть великая задача нашего времени".

"Неудовлетворенная потребность знанья жизни и действия", а также бесконечные ссоры с ближайшими друзьями (Бакунин даже вызвал на дуэль, которая так и не состоялась, своего товарища Каткова) вынуждают Михаила Александровича покинуть Россию. Он уезжает в Германию, где с головой ("почти до сумасшествия") погружается в немецкую философию. Вместе с тем Бакунин начинает публиковать и собственные статьи. В одной из них он пишет свое знаменитое: "Страсть к разрушению есть вместе с тем и творческая страсть". Эта фраза станет настоящим девизом теоретика анархизма.

В 1845 году указом русского правительства Бакунина лишают всех прав и заочно приговаривают к каторжным работам в Сибири. Бакунин окончательно становится политэмигрантом. Позже он напишет: "В моей природе всегда был коренной недостаток – это любовь к фантастическому, к необыкновенным, неслыханным приключениям, к предприятиям, открывающим горизонт безграничный и который не может предвидеть конца".

Когда в феврале 1848 года во Франции разражается революция, Бакунин переезжает в Париж. Там он начинает активно проповедовать коммунистические, эгалитаристские и революционные идеи. В конце марта Бакунин едет к границам России, где рассчитывает найти поддержку среди польской демократии в "бунте" против императора Николая. В начале мая того же года Бакунин становится одним из руководителей восстания в Дрездене, но его практически сразу арестовывают. В январе 1850 года суд Саксонии приговорил его вместе с двумя товарищами к смертной казни. Спустя полгода было объявлено королевское помилование: гильотина заменялась пожизненным заключением. Бакунин передается в руки австрийского правосудия, а в мае 1851 года к смертной казни через повешение его приговаривает уже австрийский суд. Но казнь снова заменяют пожизненным. Вскоре бунтовщика передают русским властям, и его тут же помещают в одиночку Алексеевского равелина Петропавловской крепости. В 1854 году анархиста переводят в Шлиссельбургскую крепость, где он будет находиться вплоть до 1857 года. Александр II выпускает узника из тюрьмы и отправляет на поселение в Сибирь. Но уже осенью 1861 года Михаил Александрович совершает побег через Восточную Сибирь, Японию и Америку в Лондон, к Герцену и Огареву.

С началом польского восстания 1863 года Бакунин едет Швецию, где организовывает кампанию солидарности с поляками. Затем участвует в морской экспедиции, намеревавшейся доставить из Англии оружие для повстанцев. Он даже пытался уговорить Джузеппе Гарибальди принять участие в польском восстании, но легендарный бутовщик это предложение отклонил.

Через некоторое время Бакунин создает "интернациональное революционно-социалистическое тайное общество", суть которого состоит в организации широкомасштабного заговора для осуществления международной революции, в ходе которой были бы уничтожены современные государства и на их месте возникла бы вольная федерация народов, формирующаяся снизу вверх. Этим проектом г-н Бакунин занимался в течение двух лет. Осенью 1868 года он создает "Альянс социалистической демократии" – тайную организацию, имевшую свои секции в Швейцарии, Испании, Италии и Франции.

Весной 1869 года Бакунин знакомиться с Нечаевым и проникается его идеями, но через пару лет, когда газеты опубликуют подробные отчеты открытого процесса над нечаевцами, он назовет своего бывшего товарища "мерзавцем".

В своих последних работах "Кнуто-Германская империя и социальная революция" (1871 г.) и "Государственность и анархия" (1873 г.) Бакунин дает наиболее обстоятельную критику института государственности и его сторонников, в первую очередь марксистов. Он предупреждает, что "ученые коммунисты", заполучив государственную власть, попытаются уложить жизнь будущих поколений в прокрустово ложе своего социального идеала. "Дайте им полную волю, – пишет Бакунин, – они станут делать над человеческим обществом те же опыты, какие ради пользы науки делают теперь над кроликами, кошками и собаками". Михаил Александрович, как мы знаем, оказался настоящем пророком.

Скончался бунтарь и анархист первого июля 1876 года в Берне, там же и был похоронен.

Выбор читателей